Организаторы фольклорного фестиваля «Берагiня» в один голос уверяют: их фестиваль ни в коем случае не один из многих. Эмоционально доказывают: событие уникальное, полезное и чрезвычайно интересное... В эти дни любители фольклора собрались в городском поселке Октябрьский на Гомельщине. Фестиваль, названный именем языческой хранительницы водоемов, проводится в шестой раз. Кроме жителей Беларуси, здесь собрались гости из России, Украины, Молдовы, Латвии, Польши. Организаторы говорят, что нынче приехали около 800 участников. Радуются, что по сравнению с первой «Берагiняй», состоявшейся в 1998–м, их в два с половиной раза больше...
...Культурный центр поселка заполнен детьми, разодетыми в народном стиле. На ком–то настоящие тканые наряды, выполненные со скрупулезным вниманием к деталям, на других костюм попроще — из того, что было в магазине. Это, кстати, тоже будет оценено судьями.
Рядом со мной детский коллектив «Дароносица» из Брестской области напряженно демонстрирует невозмутимость перед четвертьфиналом конкурса танцевальных пар.
— Ну вы же лучше всех? — провоцирую танцоров.
— Да, наверное, нет... — осторожно оценивает свои силы одна из девчонок.
— Точно! Мы лучшие! — строго смотрит на нее подруга.
Участников просят приготовиться, невозмутимая «Дароносица» с топотом выбегает на сцену...
Фактически в Октябрьском изобрели и раскручивают новую дисциплину: соревнования по народно–обрядовым танцам. Механизм похож на тот, что применяется на турнирах по бальным танцам. Номер на спину, жюри, баллы... Только движения и музыка другие.
Впрочем, «парный турнир» — только малая часть «Берагiнi». Четыре дня заполнены концертами, выставками, мастер–классами, древними «отреставрированными» обрядами.
Сегодня поздно вечером обещают нечто невероятное на местном озере — купаловскую ночь в ее исконном, «рудобельском» виде (Рудобелка — название одной из деревень, на месте которых после войны возник Октябрьский. — А.Н.). Не менее экзотично звучит термин «фольклорная дискотека» — она продолжит купальские ритуалы. Завтра на закрытии выступит этнотрио «Троица»... Словом, есть что посмотреть и послушать.
В Октябрьском говорят, что вообще число участников фестиваля куда больше. Отборы на его финальную часть проходили по всей стране. В результате было задействовано несколько тысяч детей и подростков.
Одна из особенностей нынешней «Берагiнi» в том, что впервые на 12–м году существования фестиваль приобрел полноценного спонсора — компанию МТС. Связисты официально объясняют свое участие «уважением к народной культуре» и необходимостью сохранять и возрождать культурное наследие.
Кстати, с возрождением стоит поторопиться. Суть проблемы выразил председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Владимир Счастный: несмотря на все разговоры о «богатом культурном наследии», настоящей аутентики мало. Чаще мы сталкиваемся с имитацией, «театрализацией»...
Сохранение традиций заявлено в качестве основной задачи «Берагiнi». Среди организаторов, в жюри и экспертном комитете фестиваля — балетмейстеры, фольклористы, этнографы. О любимом деле говорить могут часами. Вот только не замкнуть бы тему внутри этого узкоспециального и компетентного сообщества. Навязать пристрастия тем, кто далек от этнической музыки, вряд ли удастся. Но свою аудиторию желательно привлекать как можно более полно.
Поправьте, если ошибаюсь... Но, приезжая на фестиваль с 12–летней историей, разве не резонно рассчитывать, что он соберет хоть немного публики, помимо местных жителей и собственно участников?.. Любители фолка — народ подвижный. На сейшен будут добираться хоть автостопом, хоть на велосипедах — если только увидят в происходящем интерес. И если как минимум заранее узнают о происходящем — из умной рекламы. Понимаю, небольшому поселку трудно вместить много народу — для расселения участников пришлось использовать все ресурсы, включая школы и больницу. Но решения давно придуманы. Например, естественным и логичным атрибутом подобных проектов является палаточный лагерь где–нибудь на берегу озера...
Эту мысль, неосторожно высказанную мной, организаторы впоследствии то и дело вспоминали. Пришли к тому, что «Берагiня» сегодня — скорее «лаборатория», чем фестиваль. И все у нее еще впереди.