Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес,
а не самую пьесу:
пьесу можно и прочесть.
А.Н. Островский
У каждого талантливого человека в тот или иной момент жизни наступает «однажды». Так вот, однажды второкурсник автотракторного факультета, обучающийся специальности с оптимистичным названием «колесные гусеничные тягачи», захлопнул учебник и… вышел на трассу
Минск — Москва.
…Столичный праздник города. Площадка у Дворца спорта. Гул зрителей перекрыл голос ведущего, объявившего следующий номер. Но вот шум затих. Зрители, привыкшие, что белорусский фольклор — это вышитые рубахи, соломенные шляпы и лапти, удивленно смотрели на диковинные костюмы и необычные инструменты. А потом началось шоу…
Да здравствует дошекспировское время!
— А вот это что?
— Бойран. Нечто вроде ирландского бубна.
— Ой, а это?
— Варган. Щипковый музыкальный инструмент.
— Ладно, у вас тут столько всего необычного, можно целый день спрашивать. Давайте лучше про ваш театр беседовать. Как, когда и почему? — задаю первый вопрос молодому человеку, руководителю минского уличного театра «ДиГриза» Алексею Бурносенко.
— Собственно, датой его рождения можно считать 15 июля 2005 года. Именно в этот день мы вместе с супругой Анной поехали в Москву для участия в досугово-ролевой игре по средневековым мотивам «Новые баллады старой Англии». Естественно, усиленно готовились к поездке, шили костюмы, отрабатывали все нюансы: мы репетировали огневое шоу. Тогда, кстати, в Беларуси про такое и слыхом не слыхивали. Выступили — и, как говорится, «всем спасибо, все свободны». Но мы уже вошли в раж. И решили с костюмами и репертуаром покататься автостопом по Европе, заняться, так сказать, уличным лицедейством. И в том же году уже выступали на фестивале в Польше…
— Вот вы учились, чтобы получить вполне серьезную профессию. Не пошло?
— В один прекрасный день я понял, что как-то не цепляет. Интересно было другое: нашел по переписке в Интернете замечательных профи по ирландским танцам и стал ездить на выходные в Москву у них учиться. В пятницу выходил на трассу, автостопом доезжал туда, в воскресенье вечером назад. И спасибо им огромное, что учили меня бесплатно и, более того, позволяли посещать мастер-классы приезжающих преподавателей из Ирландии и Бельгии. Они просто понимали меня как фанаты могут понять фаната, которому не лень мотаться за 700 км, потому что «глаза горят», так это нужно!
Этому больше нигде не учат
— То есть все началось с этих поездок?
— Именно. Кстати, я руководитель минской школы ирландского танца 8 лет. А Анна уже который год преподает традиционные белорусские танцы XVIII-XIX вв.: уникальный в своем роде проект, этому больше нигде в Беларуси не учат.
— Можно сказать, что ваш театр как бы охватывает разные пласты культурного наследия разных стран?
— Что-то вроде этого. Основные направления такие. Первое — средневековый театр. Тут мы занимаемся именно странствующим театром средневековья: шуты, жонглеры, танцоры и музыканты, акробаты, ходулисты, мимы. То есть дошекспировское время, когда театр еще не был отделен от цирка. Когда был театр перфоманса, а не переживаний. И уж, понятное дело, в таком театре не пахнет Станиславским. Мы также ставим сценические танцы средневековья и ренессанса.
Следующее направление — это огневые представления. Как я уже упоминал, мы были одними из первых в Беларуси, кто начал работать с огнем и делать это профессионально. В нескольких международных конкурсах, в частности в Польше, мы занимали первые места. Еще один наш проект — «Беларусь архаичная». Поскольку мы белорусы и любим свою землю, интересуемся своим прошлым, своими корнями, мы исследуем, изучаем, популяризуем, преподаем и ставим на сцене традиционные народные танцы, игры, песни, обряды, музыку и забавы территории современной Беларуси, а также Балтских стран, Польши и Скандинавии. Уже готовим к выпуску свой собственный диск «Энциклопедия традиционного белорусского танца», познавательный и обучающий одновременно.
Все упирается в финансы
— Сколько танцев вы насобирали?
— Да у нас информации есть еще на 5—6 таких дисков. Но все упирается в финансирование. Поскольку все делается за свой счет, быстрым это дело не будет. Мы не унываем. Главное — насобирали же! Но вернемся к нашей деятельности. Мы используем реплики и реконструкционные экземпляры старинных инструментов, например, традиционную белорусскую дуду. Кстати, разработали уникальнейший номер — дудар на ходулях. Увидели иллюстрацию в одной книге про нашу старину и решили попробовать. Сколько ездим, нигде в мире не видели такого. В этом году в Польше весь фестиваль щелкал фотоаппаратами, глядя как я передвигаюсь на ходулях с дудой.
— Вы, наверное, часто ездите с гастролями?
— Очень часто. С середины весны до середины лета мы — на колесах. Настоящий странствующий театр. Автостопом уже всю Европу исколесили. Нас постоянно приглашают на разные фестивали средневековой культуры. Например, в 2006-м впервые побывали в Нидерландах в Эйнтховене на фестивале викингов. Он у них проходит в живом музее, который чем-то похож на наши Строчицы. Но только там так: если есть двор, где должны пастись овцы, значит, будет не просто изгородь и надпись «овцы», а будут действительно живые овцы, которых пасет пастух, одетый в костюм того времени. А наши этнографические музеи больше рассчитаны все же на людей с богатым воображением. Стоп, это мы уже о другом…
Вообще, путешествовать мы очень любим, как и положено уличным лицедеям. Интересно было, когда ездили в Германию и пытались отыскать там город Гаммельн. Есть легенда о крысолове, который избавил город от крыс, но власти не заплатили ему обещанные деньги, тогда он увел из Гаммельна всех детей, которые сгинули. Так вот, мы пока этот город отыскали, умаялись и шутили, что, мол, он тогда детей отпустил, просто они свой город найти не смогли...
— У вас есть «собратья по духу» в других странах?
— Не поверите, но ближайший театр, который занимается чем-то похожим на нашу деятельность, мы отыскали …в Америке, в штате Пенсильвания. И сейчас собираемся пригласить их к нам для проведения мастер-класса. Но опять же все упирается в финансирование.
Не просто хобби!
— Раз уж заговорили о деликатном денежном вопросе…
—…Да, он деликатный и, конечно, достаточно животрепещущий. У нас нет ни своего зала, ни своего складского помещения, ни гримерки. Официально мы числимся как кружок при центре внешкольной работы «Контакт» Центрального района. Для проведения репетиций нас приютила СШ№35, за что ей огромное спасибо. Все делается за свои средства.
— Вы куда-нибудь обращались за помощью?
— Писали письма в Министерство культуры на имя министра, но как-то без толку. Бумагу перебрасывали от зама к заму, а потом она попала в Министерство образования — мол, раз вы кружок, то вашей проблемой должны заниматься там. Но мы же хотели помощи как творческий коллектив. При чем здесь Министерство образования? В общем, так все и затихло.
— То есть все костюмы, инструменты и прочее..?
— Да, все за свой счет. А сейчас в театре работает 15 человек. И не хочется, чтобы для ребят это было просто хобби. Но чтобы быть профессионалами, нужно зарабатывать деньги.
— Но вы же что-то зарабатываете выступлениями?
— Знаете, в Беларуси мы очень часто выступаем бесплатно. А на фестивали в Европу тоже ездим за свой счет. Дорога, визы, питание и так далее. Мы, конечно, можем зарегистрироваться как ЧУП, но тогда не сможем развиваться дальше и нужно будет исполнять только строго регламентированный репертуар. А для нас это как стоячее болото. Сейчас вот, к слову, еще одно направление развиваем — ретро-танцы 30-х годов великой депрессии. И (чуть не забыл упомянуть) еще мы делаем реконструкцию старинных белорусских обрядов, а также разрабатываем фэнтезийные ролевые постановки. Да чем мы только не занимаемся! Например, часто бываем на вечеринках белорусского дударского клуба. Слыхали о таком? По глазам вижу, что нет. А вообще, о нашей деятельности могу рассказывать часами.
…И, знаете, не в помощи даже дело. Помогают нам или нет, мы все равно будем заниматься тем, чем занимаемся. И будем штудировать старинные книги, и лицедействовать, и преподавать аутентичные белорусские танцы, и ездить в этнографические экспедиции, и представлять нашу маленькую, но чудесную Беларусь в других странах. Ведь нам, белорусам, с нашим богатым культурным прошлым есть чем гордиться.
Беседовала
Ольга КОСТЮКЕВИЧ.
Фото из архива «ДиГриза»
P.S. …Еще раз слушаю на диктофоне взволнованный голос Алексея: «Вот мы разыскиваем бабулек в белорусской глубинке. Снимаем на видео каждое движение их танцев, которые уже никто не помнит, кроме них. Вы бы посмотрели, как они танцуют! Это же не увидишь ни на каком концерте! А после Аннушка показывает движения в своем кружке. И когда точно такой же танец повторяет маленькая девочка, которая потом передаст это своей дочери, я спокоен: когда бабульки уже не будет на земле, останутся ее движения».