К концу декабря в Минске должны вновь открыться кинотеатры «Салют» и «Центральный», теперь — в 3D-формате. Переход на объемное кино вскоре ожидает и «Берестье». С учетом уже действующих «Киева» и 3D-зала во Дворце Республики объем предложения пока еще не утратившего новизну вида развлечений вырастет существенно. Казалось бы, растет предложение — цены должны падать.
Однако, как сообщил генеральный директор УП «Киновидеопрокат» Василий Коктыш, стоимость билетов останется прежней — 15-20 тысяч рублей. Не планируют снижать цену на 3D-сеансы и во Дворце Республики. Владельцы 3D-залов считают, что смысла снижать стоимость билетов нет, если спрос населения по-прежнему высок.
Как рассказал начальник управления антимонопольной и ценовой политикой Мингорисполкома Иосиф Рачицкий, «раньше у Министерства культуры был перечень заведений, в которых они могли регулировать стоимость билетов. Потом данная норма была отменена. Поэтому ни исполкомы, ни министерства в ценовую политику УП «Киновидеопрокат теперь не вмешиваются — они сами рассчитывают стоимость билетов».
И стоимость эта не будет снижаться даже при появлении новых кинотеатров 3D-формата, уверен Василий Коктыш.
«Немалые деньги мы тратим на переоснащение кинотеатров, на технику, — говорит он. — К тому же кинотеатры у нас становятся не просто 3D, а еще и повышенной комфортности. Если вы были в «Киеве», то представляете, что такое кинотеатр повышенной комфортности, поэтому и цены на киносеансы соответствующие».
Василий Коктыш также отмечает, что переоснащение кинотеатров — это не только вопрос комфорта для зрителей. По его словам, в мире уже отказываются от обычного пленочного показа. «Лет через 8 мы переоснастим все кинотеатры просто потому, что уже никто и нигде не будет пользоваться пленкой», — заверил он.
Что касается цен, то 15-20 тысяч рублей на 3D-показ, по мнению В.Коктыша, — не так уж и много. По его словам, и в Европе, и в России цены на порядок выше.
В принципе, это на самом деле так, хотя и не всегда. Например, в Москве билет в 3D-кинотеатр в пересчете на белорусские рубли стоит от 20 до 50 тысяч. Цена в IMAX-3D в Берлине — от 30 тысяч рублей. В Киеве цена на 3D-киносеанс начинается от 15 тысяч. При этом действует система скидок для студентов, детей, пенсионеров и постоянных клиентов. В Риге билеты на 3D-кино стоят от 14 тысяч рублей (есть скидки для семей и для тех, кто заказывает билеты по интернету). В Вильнюсе — от 13 тысяч рублей.
При этом необходимо учитывать, что в этих странах средняя зарплата будет все же повыше наших «искусственных» 500 долларов.
Однако, отмечает Василий Коктыш, в кинотеатр «Киев» по-прежнему стоят очереди за билетами на хорошие фильмы. Тем не менее, по данным УП «Киновидеопрокат», посещаемость «Киева» по сравнению с первыми тремя месяцами его работы снизилась на 40 тысяч посетителей. Если с января, когда «Киев» начал работу в формате 3D, по апрель его посетили 104 тысячи зрителей, то за последние три месяца (сентябрь-ноябрь) — только 64 тысячи.
«Но даже эти цифры не говорят о том, что интерес к «Киеву» пропал, — говорит первый заместитель генерального директора УП «Киновидеопрокат» Андрей Разжевайкин. — Открытие «Киева» совпало с премьерой нашумевшего «Аватара», а таких фильмов как «Аватар» в мире не так уж много».
Экономист Леонид Злотников считает: чтобы цены начали снижаться, должна существовать нормальная конкуренция, по-настоящему рыночная экономика и умеренные налоги. Если есть спрос, то и вправду — зачем снижать стоимость билетов?
«А вот когда на рынок придут предприниматели, которые, оказывая ту же услугу, смогут продавать билеты дешевле, то и другие кинотеатры вынуждены будут снизить цену, — говорит Л.Злотников. — Должно открываться как можно больше частных кинотеатров, а уж между собой они пускай разбираются, как хотят. Надо чтобы государство вообще не участвовало в установке цен. К тому же большую часть денег с проданных билетов оно забирает в качестве налога».
Пока конкуренция на рынке кинопроката Минска отсутствует. Фактическим монополистом здесь является УП «Киновидеопрокат» Мингорисполкома. Дворец Республики его конкурентом можно назвать лишь формально, так как показывает лишь 3D и только в одном зале. Другие желающие попробовать себя в этом бизнесе пока только изъявляют намерения (проекты кинотеатров в торговых центрах «Европа» и Rubin Plaza).
Не конкурент «Киновидеопрокату» и единственный в столице частный киноэкран — «Автокинотеатр» на авторынке в Малиновке. У него совсем иная репертуарная политика и зрительский контингент. Хотя этот пример все же показывает, что частный бизнес вполне успешно может работать в этой нише.
«Никаких сверхналогов мы не платим, — отметила специалист по рекламе «Автокинотеатра» Элла Куркуль. — В итоге получается, конечно, немало налогов, но, как и для всех предпринимателей, — это нормально. Понятно, государственным кинотеатрам легче — у них есть дотации и государственная поддержка в принципе. У нас же — стандартные налоги».
Впрочем, кое-какая альтернатива 3D-показу в государственных кинотеатрах есть — домашний просмотр. Фильмы в 3D-формате можно скачать, 3D-очки продаются на крупных рынках по цене от 3 тысяч (бумажные) до 15 тысяч (пластиковые) рублей. А если средства позволяют, то можно раз и на много лет (а то и навсегда) купить себе 3D-телевизор — в минских магазинах уже даже есть выбор моделей.
К концу декабря минские кинотеатры «Салют» и «Центральный», а чуть позже и «Берестье», перейдут на формат 3D. Казалось бы, растет предложение — цены должны падать...