Как коротка наша память... Как порой быстро мы забываем тех, кем еще недавно восхищались...
Инна Одинцова была моей подругой. Мы были молоды, беспечны, любили экстравагантную одежду... И радовались, что только вошедшие в моду длинные пальто-макси первыми в Минске появились у нас...
Оперные дивы, как правило, в теле. И хороший аппетит оправдывают тем, что голосу нужно на что-то опереться. Когда моя подруга шла по улице, ее не принимали за оперную певицу. Высокая, тонкая, изящная, очень стремительная - она скорее напоминала топ-модель или балерину. Кстати, с балетными всегда дружила... Инна родилась в Прибайкалье, в Сибири, в суровом краю. И утверждала, что петь и говорить училась одновременно и что за любовь к пению ее с детства прозвали певицей. С блеском окончив в Улан-Удэ музыкальное училище, она поступила в Московскую консерваторию в класс известного педагога по вокалу Н.Рождественской. Но оканчивала учебу уже в Минске. Так сложились обстоятельства... Красивую перспективную певицу пригласил в свой оркестр народных инструментов знаменитый белорусский цимбалист Иосиф Жинович. Работа ей нравилась, но она ведь мечтала об опере... И эта мечта сбылась. В 1970 году Инна Одинцова стала солисткой Белорусского театра оперы и балета, блестяще дебютировав исполнением партии Татьяны в опере "Евгений Онегин". Ее сразу заметили и критики, и публика. Ее Татьяна была замечательная, очень Пушкинская, страстная и любящая, гордая и непреклонная... Только за один год работы в театре моя подруга спела Наташу в "Русалке", Леонору в "Трубадуре", подготовила Мими в "Богеме". А потом были Маргарита в "Фаусте", Лиза в "Пиковой даме", Эболи в "Дон Карлосе". И еще многочисленные концерты: Домский собор в Риге, Украина... Однажды раздался звонок из Москвы. Певицу срочно приглашали приехать в Большой театр и спеть Сантуцци. Эту партию в Большом обычно исполняли звезды вокала Т.Милашкина и Е.Образцова. Но одна заболела, а другая была за границей. Белорусская артистка выручила и выступила так удачно, что вскоре получила новое приглашение снова спеть в опере "Сельская честь".
А вот в своем родном театре взаимоотношения с художественным руководством складывались не очень... О, эти театральные козни и зависть коллег! Одним словом, террариум единомышленников... Смогли же в белорусской опере расправиться со Светланой Данилюк и выжить из театра лучшее сопрано мира Марию Гулегину. А уж поставить на место Одинцову?! Ей не давали петь: из всех партий оставили только Татьяну...
На сцене и в жизни моя подруга держалась, как герцогиня, хотя жила довольно трудно. Семейная жизнь и со вторым мужем не сложилась, одна воспитывала дочь, а тут еще проблемы в театре... Уверена: неурядицы и вызвали болезнь. Легкие были слабые всегда, в детстве перенесла туберкулез. Будучи очень элегантной, невероятно кутала горло... А придя ко мне в гости, веселила тем, что неслась на кухню подогревать шампанское и мороженое...
Инна Одинцова умерла, когда ей было 57 лет, в октябре 1997 года. Ушла из жизни для всех неожиданно. Никто не знал, что уже год она тяжело болела... Но даже когда приезжали врачи, прихорашивалась и надевала роскошные серьги, которые ей очень шли...
Дочь Инны Ксения тоже стала певицей, лауреатом нескольких международных конкурсов и фестивалей, с успехом работает в Московском камерном музыкальном театре им. Б.Покровского.
Завтра, 22 декабря, в Малом зале Белгосфилармонии состоится вечер памяти Инессы Одинцовой. Ведущие солисты оперы примут в нем участие. Будет время - приходите...