Национальный академический театр им. Я.Купалы дает премьеру — спектакль Николая Пинигина «Похищение Европы, или Театр Уршули Радзивилл». Три части спектакля — балет, опера и комедия — восстанавливают театральный вечер в Несвижском замке и дают полное представление о том, каким же он был — театр времен Радзивиллов.
Любая реконструкция чревата тем, что форма в ней будет соблюдаться только ради формы, а порой и довлеть над содержанием. Комическая стилизация не предполагает тонких нюансировок и актерских откровений. Здесь работают крупными мазками в пределах своего амплуа: шут, злодей, вор, роковая красотка. Вместо лиц — маски. Все эмоции словно под увеличительным стеклом. Иногда, как в давнем спектакле Купаловского «Интимный театр Евстигнея Мировича», в подобной игре появлялся еще и постмодернистский налет.
В «Похищении Европы...» и без того юмористические пьесы родоначальницы нашего профессионального театра насытили самоиронией и почти гротеском. Если сноб перед поставленным ему постановщиком зеркалом презрительно поморщится, то создатели спектакля могут все смело списывать на историю: другого театра в XVIII веке в Несвиже не было.
Первая часть настраивает на идиллический лад: студенты Белорусского государственного хореографического колледжа технично и, как мне показалось, немного затянуто разыгрывают вежливый одноактный балет в постановке балетмейстера Натальи Фурман. Мирно пасутся на лугу овечки. Три пастушка и три пастушки предаются легкому флирту, которому противится отец девчонок. Тем не менее все заканчивается мирно с помощью вмешательства высших сил. Однако подобное начало зрителя не увлекает, а скорее расхолаживает, да и студенты колледжа заметно тушуются на огромной сцене Центрального Дома офицеров. Некоторые из них даже забывают об улыбке. Но что поделаешь, зато историческая правда соблюдена и возраст исполнителей соответствует возрасту героев.
Особенно в «несвижской арлекинаде» удалась вторая часть — комическая опера «Похищение Европы», давшая название всему происходящему. Из «Свадьбы» Владимира Панкова сюда перекочевал колоритный женский ансамбль (Виктория Чавлытко, Светлана Зеленковская, Ольга Нефедова). Каждая из актрис увлеченно ведет свою линию роли, из них складывается органичная и живая ткань повествования. Все они поют, и поют замечательно. Особенно великолепными певческими данными удивляет главная героиня в исполнении Юлии Шпилевской. Она пластична и грациозна, как и подобает особам голубых кровей.
Третья часть «Распутники в ловушке», которая, казалось бы, должна стать кульминационной, напротив, всех ожиданий не оправдывает. Комедия дель арте выходит какой–то скомканной и схематичной. Даже яркие актерские индивидуальности Сергея Журавля, Олега Гарбуза, Александра Подобеда и других исполнителей не добавляют в происходящее хоть малой доли витальной энергии. Даже накладной бюст Светланы Зеленковской, напоминающий какие–то мультипликационные фантазии о мире Востока, не особо веселит. Хотя сама история про то, как предприимчивая красотка выбивает долги из видных горожан, звучит как никогда актуально, подтверждая тезис о том, что красота — действительно страшная сила.
Через все действие проходит сквозной персонаж Арлекин, придающий всему действию определенный нерв и объясняющий детали сюжета (Александр Казелло), и его кокетливая спутница (Валентина Гарцуева), которая в одной из сцен и зрителя увлекает в игру своими аутентичными загадками. В них старинный несвижский фольклор сконцентрирован во всей своей неподдельной красоте.
Проект дал возможность проявить фантазию не только режиссеру, но и художнику Ольге Мацкевич. Ее костюмы — отдельные действующие лица, живущие своей жизнью. В них много выдумки и характера. Музыка композитора Андрея Зубрича и вовсе кажется извлеченной из недр архивов XVIII века, настолько точно композитор проникся духом воссоздаваемой эпохи. Есть здесь и лиризм, и наивность, цитаты и полное эмоциональное соответствие всему происходящему.
Со временем «Похищение Европы, или Театр Уршули Радзивилл» покажут в настоящих интерьерах Несвижского замка. И тогда постановка, как мне кажется, заживет совсем другой жизнью. Такой показ — еще один этап становления этой сложносочиненной премьеры, в которой перемешались жанры и стили, но осталось главное — атмосфера домашнего вечера, игры, озорной импровизации. Здесь совсем нет ничего таинственного и мистического, как казалось поначалу. Это другой образ ожившего несвижского мира в отличие от того, который представал в постановке «Черная панна Несвижа». Теперь звучат фанфары и гремят литавры. Покров с тайны снят. И следить за этой определенной эволюцией театра в процессе осознания своей истории предельно увлекательно.