Эта группа прошла все ступени, которые ведут вверх тех, кто однажды ступил на тропу творчества. Про огонь, воду и медные трубы участники «Смысловых Галлюцинаций» знают не понаслышке, особенно их вокалист, гитарист, автор песен Сергей Бобунец. Начинающая панк–команда, возможно, последней влилась в 1990 году в знаменитый свердловский рок–клуб, который, однако, вскоре развалился. Едва не похоронив под своими обломками молодых да дерзких, но уже не столь музыкально–экстремальных: с какого–то момента саунд коллектива начинает базироваться на клавишно–гитарном звуке, а композиции приобретают фирменную и узнаваемую мелодичность. Конец 1990–х — начало 2000–х — расцвет «глюков», всеобщее признание и тысячные аншлаги. И наше время, когда ансамбль величают классиком современного российского поп–рока и нахваливают его новый альбом «Сделано в темноте».
Факты и аргументы
— Сергей, я уже сбился со счета, сколько проектов вокруг вашей группы? И зачем распыляетесь?
— Чтобы не сбиваться, не нужно начинать считать. Наши программы сугубо гуманитарные, и математика им только повредит. Мы люди беспокойные. Нельзя сказать, что нам тесно в «Смысловых галлюцинациях», скорее комфортно, но энергии хватает на большее. Кроме того, мы не делаем проектов на пустом месте: сначала появляются предпосылки, потом генерируем идеи и воплощаем их. Разве плохо, что мы стимулируем творчество всех участников группы? Я не знаю, была ли уже такая ситуация с кем–то или нет, но у нас в составе восемь человек, и все они являются творческими единицами. И мы это всячески поддерживаем — надо, чтобы люди имели возможность самовыражения и реализации, что создает особый благоприятный климат в коллективе.
На данный момент основной наш сайд–проект, конечно, — Rotoff, причем успешный и востребованный.
— Мрачновато звучит — «Сделано в темноте»...
— Но в альбоме нет безнадеги. Да, он не веселый, не развлекательный, а для вдумчивого индивидуального прослушивания. Не мрачный и не плаксивый, а серьезный, красивый, где–то философский. Взрослый, другими словами. Сейчас пластинки почти не слушают, так, отдельные песни, но мне бы очень хотелось, чтобы диск услышали целиком, таким, каким мы его задумали. Он, как книга: ее лучше прочесть всю, от начала до конца, а не с середины.
— Я присутствовал на одной из телепрограмм с участием вашей группы, которая записывалась в Минске. Зрители задавали вопросы музыкантам. Мне показалось, что вы — человек обидчивый, но реагируете на какие–то нелицеприятные слова не ответной атакой, а уходом в сторону. Это такая философия?
— Да, вы правы, я, как и любой другой человек, наверное, напрягаюсь, когда слышу в свой адрес какие–то неприятные вещи и поверхностные суждения, но жизненного опыта и житейской мудрости мне хватает для того, чтобы не реагировать на выпады слишком бурно. Огрызаться крайне непродуктивно, и это не решает проблему, а провоцирует некое противостояние. Я не хочу никому противостоять, я готов иметь дело с аргументированной критикой и с людьми, которые хорошо понимают, о чем они говорят.
— Виктор Зайцев, директор одной из екатеринбургских студий звукозаписи, когда–то сказал: «Знаю я вас, рокеров. Все вы дома «Ласковый май» слушаете...»
— Сейчас нет, конечно, но было время, когда не услышать этого было невозможно. И почерпнуть оттуда тоже было что — «мелодизм» и «дворовость» в первую очередь. Такая непосредственность и в текстах, и в музыке подкупала и подкупает. До сих пор Шатунов ездит с теми же песнями, и никого не интересуют, по большому счету, его взрослые альбомы. Материал более чем успешный, грех не обращать на него внимания и не использовать имеющийся опыт. Была и другая сторона медали — группа «Гражданская оборона», с незатейливыми, но очень красивыми мелодиями, если расслышать их в специально испорченном саунде. Мне сегодня «Ласковый май» слушать не по возрасту, но вот Юрий Антонов всегда есть в моих айподах. И звучит дома, на праздниках, на пикниках. Правда, он чуть ли не единственный русскоязычный исполнитель в моем плейере. В основном там новинки зарубежной инди–музыки.
— И вам лично, и группе предлагали стать участниками программ «Звезды на льду» и «Ты — суперстар!», но вы отказались. А вот в концерте–посвящении Алле Пугачевой — согласились. Можете объяснить логику?
— Объясняю. Внутренний мир, сформировавшийся годами, отчасти управляет поступками и влияет на принятие решений. Мои критерии просты: наличие желания участвовать в проекте, внутренний комфорт и целесообразность. В проектах «Звезды на льду», «Фабрика звезд» и «Ты — суперстар!» я не нашел для себя ни одного плюса. Мало того, увидел в них кучу минусов. Я чувствовал бы себя жутко дискомфортно, потому что мне пришлось бы кривляться. Всегда заметно, когда человек ведет себя неестественно. Мне это все преподносили как некую серьезную рекламу для меня и группы... Но ведь наша аудитория в большинстве своем не смотрит такие программы. Нужно ли обрести любовь армии домохозяек такой ценой? Нет, я не хочу.
Пугачева — совсем другое. Участвуя в проекте, мы отдали дань уважения Алле Борисовне. Куда бы ее ни бросало в творческом смысле, она величина постоянная, скала, с ней нельзя не считаться. Я очень уважаю Пугачеву, мне действительно нравятся те песни, вместе с которыми я рос, она для каждого советского человека была телевизионным членом семьи — кого еще так ждали в праздники, когда собирались у телевизора? Ну и композицию мы выбрали, на мой взгляд, подходящую — «Этот мир». Алла Борисовна сказала, что это лучшая песня из всего проекта и поставила нас в финал программы, а мы в итоге с ней даже не пообщались. Я хотел подойти после концерта на фуршете, но, увидев ее усталость и кучу людей, беспардонно добивающихся внимания примадонны, передумал.
Досье
Группа родилась в 1989 году. При обсуждении ее названия предлагался вариант «Слуховые галлюцинации», Сергею Бобунцу показалось, что первое слово было «смысловые». Он переспросил. Его находку посчитали более удачной.
По–настоящему известным и популярным коллектив стал после того, как его песни «Вечно молодой» и «Розовые очки» попали в саундтрек фильма «Брат–2».
О некоторых звездах: название «Смысловые Галлюцинации» носит светило в созвездии Лира, а Сергей Бобунец и директор команды Олег Гененфельд «сияют» нам из созвездий Дева и Козерог соответственно.
Некоторые меломаны считают, что композиция «Зачем топтать мою любовь?» написана фронтменом ансамбля как ответ на песню Земфиры «Прости меня, моя любовь».
Одна из традиций «смысловых» — посещение буддийских храмов и святынь.
Сергей Станиславович Бобунец является председателем комиссии по культуре и искусству Общественной палаты Свердловской области.