Александра Пахмутова и Николай Добронравов — люди страшно занятые. Если в данный момент они не работают над новой песней, значит, собираются на концерт или съемки передачи. Выпросить у них несколько фраз хотя бы на бегу очень непросто. О том вам любой журналист скажет. «Пять минут, Николай Николаевич!» — «Три, не больше». Я включаю диктофон и прошу знаменитую творческую семейную пару поделиться своими мыслями о том, кто из нынешних композиторов и текстовиков, по их мнению, наиболее востребован у слушателя. Николай Николаевич на мгновение задумывается, Александра Николаевна смотрит на него, потом — на меня и начинает первая.
Песня до востребования
Пахмутова: Слово «востребован» тут будет вряд ли уместно. Оно, скорее, относится к тому, что и как публике дадут послушать сто раз, навяжут, если хотите. И тогда, как считается сегодня, песня становится востребованной.
Добронравов: Но если слово «востребован» применить все же в понятии «популярен» — не на день–два, даже не на год–два, а на десятилетия, то с белорусскими песенниками Игорем Лученком, Эдуардом Ханком мало кто может сравниться. У Игоря Михайловича вообще не бывает проколов с текстами, потому что он пишет музыку или на стихи талантливых современных поэтов, или на стихи классиков Якуба Коласа, Янки Купалы. И его песни востребованы. Другое дело, как и сколько их передают в эфире и в Беларуси, и в России. Нужны ли сейчас профессионалы на радио и телевидении? Среди молодого поколения тоже есть люди, добившиеся признания своим трудом, умением, талантом. Игорь Демарин — великолепный сочинитель, но, к сожалению, произведения его мало звучат. Он недавно написал рок–оперу «Парфюмер» по книге Патрика Зюскинда. Много удачных композиций у Игоря Матвиенко и Александра Шаганова. Я считаю, что в сегодняшней российской популярной музыке Шаганов — поэт номер один.
Пахмутова: Они очень продуктивно сотрудничают с ансамблем «Любэ». У них есть просто прекрасные песни — «Комбат», «Выйду ночью в поле с конем...», другие.
Добронравов: Популярность песен сегодня зависит и от того, как печатные средства массовой информации их преподнесут читателям. И непопулярность тоже. Я хорошо помню годы, когда отдельные песни и их авторы уничтожались прессой: в лучшем случае по недоразумению, из–за отсутствия у критиков профессионализма, в худшем — целенаправленно, злонамеренно, исходя из каких–то высоких соображений.
Все, молодой человек, ваши три минуты истекли.
— Николай Николаевич, бонус–трек! На ходу!
— Хорошо.
Бонус–трек
— Хочу передать вам привет от минской рок–группы «Красные звезды». Ее музыканты несколько лет назад приезжали в Москву и показывали свой вариант «И вновь продолжается бой!», просили вашего разрешения на исполнение.
— Исполняют?
— Они сейчас немножко другую музыку играют.
— Какую?
— Затрудняюсь сказать, но не про «муси–пуси».
— Ну и молодцы.
И поэт с композитором медленно идут за кулисы. Впереди — Александра Николаевна, чуть сзади и сбоку — Николай Николаевич, аккуратно, но крепко поддерживающий жену и соратницу под руку. «Боже мой! — думаю я, и в голове возникает строчка из «Наутилуса помпилиуса»: «Эта музыка будет вечной»! Нет, конечно, всему приходит конец, но пусть как можно дольше эти люди творят, смотрят на нас со сцены и экранов телевизоров, просто ходят по земле и любят друг друга.
Александра Пахмутова и Николай Добронравов — люди страшно занятые. Если в данный момент они не работают над новой песней, значит, собираются на концерт или съемки...