В Беларуси стартовал четвертый фестиваль альтернативного малобюджетного кино «КиноVaрка».
В этом году участников и поклонников фестиваля ожидает несколько нововведений. Во-первых, организаторы обещают представить внеконкурсное документально-постановочное кино «на злобу дня».
«Мы планируем теперь каждый год снимать маленькое кино на злобу дня», — рассказал журналистам 5 марта Владимир Максимков, глава телекомпании «Карамболь», которая является организатором фестиваля.
В этом году фильм будет посвящен работникам СМИ и их влиянию на общество. По словам продюсера, в картине не будет профессиональных актеров — только журналисты. К слову, первые кинопробы прошли как раз перед пресс-конференцией.
Сейчас кино находится в стадии разработки, и организаторы предлагают журналистам принять участие еще и в работе над сюжетом и сценарием. Рабочее название будущего шедевра довольно вульгарное — «Кто кем манипулирует, или Как мы трахаем друг друга по кругу». Однако в будущем организаторы обещают сделать его более литературным.
Почему «злобой дня» стали именно журналисты? Как отмечает Владимир Максимков, организаторов на это вдохновили громкие «потрясения в мире», произошедшие в этом году, проблемы коммуникации в обществе и влияние на них средств массовой информации.
Еще одной новинкой этого года стала дополнительная номинация — «Лучшая кинолента на белорусском языке». «Мы считаем, что содействие развитию, возрождению национального кино — наша святая обязанность», — пояснил Максимков.
Кроме того, остались и 12 прошлогодних номинаций: «Гран-при», «Лучшая идея», Лаконичное решение», «Глубокое проникновение», «Нестандартное решение», «Оркестр в движении» (музыкальный клип), Лучшее музыкальное (звуковое) оформление», «Объективный взгляд» (лучшая операторская работа), «Лучшая актерская работа», «Лучший документальный фильм», «Лучший постановочный фильм», «Приз зрительских симпатий».
Глава компании «Карамболь» также сообщил, что в этом году организаторы планируют начать воплощение еще одной идеи — объединения белорусских деятелей кино, работающих за границей. «Потихоньку под крышей фестиваля мы соберем актеров, режиссеров, продюсеров, которые покинули Беларусь, но являются нашими соотечественниками», — пояснил Владимир Максимков. По его словам, предварительное согласие уже дала актриса Анна Легчилова.
Организаторы считают, что определенные успехи в этом направлении у них уже есть. К примеру, один из членов жюри конкурса сценарист Андрей Курейчик сотрудничает преимущественно с российскими компаниями, члены жюри актеры Анатолий Кот и Анна Хитрик — тоже в России. Актриса и продюсер Татьяна Чехова и вовсе живет в Лос-Анджелесе, но третий год принимает участие в «Киноварке» как член жюри.
Участие бесплатное, помощь прилагается
Что касается самого конкурса, то традиционно до 1 июля организаторы будут принимать творческие идеи для короткометражных фильмов — авторы лучших из них смогут получить техническую помощь в съемках фильма. Участники могут рассчитывать на предоставление камеры, светового оборудования, услуг оператора и видеоинженера и пр.
«Режиссура и сценарий — прерогатива авторов. Мы не будем вмешиваться в творческий процесс. Им могут помочь технологическими советами, но на выходе автор отвечает за свою работу сам», — пояснил Максимков.
По его словам, у участников есть и некоторые ограничения — им предоставляется по три съемочных и три монтажных дня. Однако, признался продюсер, сроки обычно затягиваются, потому что молодые режиссеры, как правило, плохо знакомы с процессом кинопроизводства.
Участники могут снимать конкурсное кино и самостоятельно — готовые работы будут приниматься до 1 октября. Хронометраж картин не должен превышать 30 минут.
Объявление победителей и вручение призов пройдет в начале декабря, традиционно это дипломы, черпаки и кастрюли.
Главный редактор газеты «Аргументы и факты в Белоруссии» и член жюри Игорь Соколов на пресс-конференции не упустил возможности упомянуть недавний скандал на «Еврофесте» и игриво спросил у организаторов «Киноварки», «возможны ли подтасовки через «Белтелеком» при голосовании»?
«Членам жюри все равно, кто победит: не потому что мы равнодушны, а потому что нам самим интересно посмотреть, что получилось. У нас самое прозрачное голосование — каждый член жюри проставляет свои приоритеты в разных номинациях, мы садимся и складываем их. И по очереди члены жюри морщатся, когда их мнение не совпадает с мнением других», — рассказал о процессе голосования Владимир Максимков.
А продюсер телекомпании «Экстрим-ТВ»Юлия Дубовская рассказала, что в прошлом году приз зрительских симпатий получил светлогорский режиссер Сергей Гребенчук за картину «Женя Комиссар». «Казалось, что весь город и все его друзья голосовали за этот фильм. Было понятно, что это голосование за определенное кино и автора, но это было честно», — отметила Дубовская. К слову, организаторы не видят ничего плохого в здоровой конкуренции и пиар-компаниях участников.
Владимир Максимков же пообещал, что в этом году обладатель Гран-при, возможно, получит материальный или денежный приз, «если финансовая ситуация будет складывать хорошо».
Однако, по мнению продюсера, порой даже самые малозначительные подарки могут произвести на победителей огромное впечатление. К примеру, в прошлом году в конкурсе принимал участие американский фильм, который получил приз за лучшее музыкальное оформление. Организаторы отправили победителям в США диплом и сувенир — «черпак» с логотипом «Киноварки».
«Я недавно получил от них e-mail с кучей смайлов и щенячим восторгом. Они вообще не знали, что за страна Беларусь, с трудом представляли себе, что это за фестиваль, но получили черпак и прыгали всем своим продюсерским офисом. Мне кажется, не каждая победа на большом фестивале вызовет столько эмоций», — рассказал Максимков.
По мнению Андрея Курейчика, конкурс проводится не ради дипломов, «кастрюль» и других призов, а ради дисков с авторскими фильмами, которые помогут развитию белорусского кино.
«Каждый раз я прихожу на вручение «Киноварки» ради речи Ивана Пинигина. В этой речи будет призыв ломать стереотипы, создавать какой-то сносящий крышу продукт. Не все его слушают, но я слушаю и верю, что мы подошли к той критической массе, когда какой-то прорыв в нашем кино неизбежен, — считает Курейчик. — Я надеюсь, что это произойдет в этом году, что на конкурсе будут представлены работы, которые откроют новую страницу национального белорусского кинематографа. Это нужно делать через короткий метр, я в этом абсолютно убежден».