Лидер группы «Ляпис Трубецкой» Сергей Михалок в интервью латвийскому радио Mix FM поразмышлял о человечности и рвении к свободе, рассказал о маркетинговой стратегии группы и любимой породе котов. В Риге «Ляписы» презентовали свой новый альбом «Рабкор». Концерт прошел 25 октября клубе Melna Piektdiena.
В ходе интервью Михалок неоднократно подчеркивал, что участники группы «Ляпис Трубецкой» — не супергерои, а простые люди, которым не чужды страх и другие человеческие чувства. «Иногда страх становится началом нашей агрессии», — отметил музыкант.
Этой теме, по словам Михалка, посвящена песня «Лилипут» из нового альбома «Ляписов»: «Она как раз о том, что мы никакие не стальные герои, гиганты или титаны, которым неведомы никакие человеческие переживания. Мы простые люди. Конечно, иногда мы чего-то боимся, у нас много сомнений, и зачастую нас посещают линчевские лилипуты, которые заставляют дрожать в ночи. А днем мы опять надеваем латы и садимся на своих боевых коней».
По мнению музыканта, люди не должны бояться своей человечности.
«Мне кажется, многие люди сейчас живут в рамках актерской маски. Политики, певцы напяливают на себя, как чулок, какой-то образ и все делают в соответствии с этим образом: герой-любовник направо и налево подчеркивает свой статус, герой-воин не шутит, не юморит и связан только с оружием и жесткими выпадами. А мы простые люди, и вся гамма чувств, которые есть у других людей, есть и у нас», — поделился Сергей Михалок.
Он считает, что люди, которые слепо следуют каким-то принципам и убеждениям, «забывают, что Вселенная не стоит на месте, и сотворчество высшим началам — главное предназначение человека». «А по проторенному пути действую приматы», — уверен он.
«Мы боремся не за какую-то эфемерную свободу, а за свободу свою личную. Не за свободу духовную, а за свободу передвижений, за свободу воплощать свои мечты, за свободу быть индивидуальным, за свободу слушать ту музыку, которую мы любим, за свободу не быть частью серой толпы, не быть покорной мышью», — заявил музыкант.
По его мнению, все, что связано со свободой самовыражения на территории бывшего Советского Союза, в последнее время приобретает «политический запах какого-то заговора»: «Все процессы в России, Беларуси, Украине всегда связывают с пятой колонной. Все империи строят свое могущество на милитаристическом существовании, поэтому они везде ищут внешних врагов. Если кто не знает, танки в Беларуси до сих пор стоят повернутыми пушками на Запад. Поиск пятой колонны, теория заговора о внешних силах, которым выгодно все разделить и всех рассорить — это политическая точка зрения, и она проникает в мозг простых людей, поэтому они во всем видят заговор и не верят в чистые и добрые эмоциональные порывы».
«Если бы мы играли шансон, то уже купили бы себе домики в Черногории»
Отвечая на вопрос о маркетинговой политике группы и обвинениях в коньюктурщине, Михалок отметил, что на творчество «Ляписов» большое влияние оказывают происходящие в мире события.
«Я очень живо на все реагирую. Иногда мне достаточно какого-то интервью, нелепого высказывания политика, нового фильма или клипа. Это все меняет меня. Мой жизненный путь соткан из сомнений, а не убеждений», — сказал Михалок.
По его словам, если бы «Ляписы» заранее просчитывали успешность своего проекта, то, скорее всего, играли бы блатной шансон: «Как мне кажется, успех Ваенги, какого-нибудь… не какого-нибудь, а великого Трофима, Майданова или, прости господи, Стаса Михайлова и великолепного Лепса говорит о том, что если бы мы пошли по этому пути, то уже прикупили бы себе домики в Черногории. А вместо этих дурацких «олдскульных» мастей (татуировок. — Naviny.by) я бы на себя налепил «куполов» и хвастался бы знакомством с ворами в законе».
В то же время Михалок подчеркивает, что песня «Капитал» была написана в 2007 году, когда еще «не было никаких кризисов, был золотой век и капиталистические отношения находились на верхушке айсберга». «Все купались в золоте, и рынок андеграундной музыки был переполнен тысячами групп. Все были востребованы, и всем жилось очень хорошо, а проповедовать левацкие идеи в 2007 году было неуместно», — отмечает музыкант.
Зато сейчас, по его мнению, рынок левацкой протестной музыки пуст, и в нем не хватает как минимум пары десятков групп. «Так что давайте, ребята, быстро собирайте свои банды», — призывает Михалок.
Для успеха таких проектов, по его мнению, необходимо сделать правильные татуировки, как у «олдскульных» групп вроде Rage Against The Machine, послушать старого хардкора, правильно одеться.
«Останется научиться немного играть на гитаре, — с юмором советует лидер «Ляписов». — В текстах — ругать власть, попов, деньги. Успех гарантирован. Еще нужно получить огромный грант у западных спецслужб, а для этого рассылайте свои альбомы иностранным разведкам».
Современные белорусские музыкальные группы, по мнению Михалка, мыслят категориями западных артистов, «поэтому их музыка такая свежая, яростная, дерзкая и не похожая ни на что».
Мейн-кун в глубокой пенсии
Говоря о личном, Михалок признался, что для него семья — это не только папа, мама, сестра, сын и девушка, но еще и группа.
«Это родные люди, и их родные люди становятся частью моей семьи. У нас большая семья, и взаимоотношения строятся, как в семье. У нас нет никаких договорных обязательств, мы не фирма, у меня нет никаких печатей, — рассказал лидер группы. — Себя я считаю главарем своего небольшого тотема, который мне нужно защищать, нужно ходить на охоту, быть добытчиком».
На вопрос о трудностях такого активного образа жизни и плотного гастрольного графика Михалок ответил цитатой Эйнштейна: «Жизнь похожа на езду на велосипеде: если ты перестанешь крутить педали, ты упадешь».
«Нам судьба дала второй шанс в свое время. У нас есть свой слушатель, у нас есть наша музыка. Мы играем то, что хотим, делимся с людьми своими мыслями и идеями, — пояснил свою позицию музыкант. — Мы позиционируем себя как work-класс. У нас нет параллельных бизнес-линий, мы не открываем кафетерии, не снимаемся в сериалах и не участвуем в мюзиклах. Мы, как древние странствующие музыканты, каждодневным трудом зарабатываем себе на хлеб. Если мы перестанем работать, наше сердце остановится, мы перестанем быть музыкально-поэтическим монолитом и рассыплемся на части».
Однако «в глубокой пенсии» Михалок все же планирует остепениться и даже хочет завести себе кота — породы мейн-кун: «Они большие, сильные и при этом добрые. Они сочетают в себе изящество и свободолюбие котов с дружелюбием и преданностью собак. Мне эта порода внушает доверие».
Музыкант рассказал, что любит котов, а некоторым из них доверят больше, чем людям. Однако для того чтобы завести мейн-куна, по мнению Михалка, нужно жить в загородном доме, что в условиях его нынешней жизни с постоянными гастролями невозможно.
«Мы боремся не за какую-то эфемерную свободу, а за свободу свою личную. Не за свободу духовную, а за свободу передвижений, за свободу воплощать свои мечты...»