Смотреть пластические спектакли невнимательно невозможно. Уж больно велика вероятность упустить что-то важное. Быть зрителем такого шоу - одновременно и тонкое искусство, и тяжелый труд, ведь даже простые слова на родном и, вроде бы, понятном языке не всегда стоит воспринимать буквально. А уж язык пластики… тут может быть масса интерпретаций, в зависимости от настроения, общего состояния зрителя и, разумеется, тех впечатлений, которые остаются после увиденного.
В эти дни Минск принимает первый открытый форум пластических и танцевальных театров Беларуси "Пластформа-2013". На шесть дней Дворец культуры и спорта Железнодорожников превратился в площадку для конструкции невиданных музыкальных и ритмических миров, которые с помощью специального освещения, красок, декораций, звуков и, конечно же, движений, выстраивают умелые мастера из разных уголков Беларуси.
Завораживают публику нетрадиционной формой искусства столичные пластический театр Вячеслава Иноземцева "ИнЖест", экспериментальный театр "Т(е)=АrТ", адекватный театр "вКубе", театр танца Ольги Скворцовой Skvo's Dance Company, экспериментальный театр Eye и театр танца "ОтражениЯ". Гродненское мастерство представляет танц-театр "Галерея", гостем из Гомеля стала группа современной хореографии Quadro.
Кроме того, каждый вечер дарит гостям "пластилинового мира" возможность в буквальном смысле поучаствовать в различных перфомансах. В городе проходит множество мастер-классов от белорусских и польских профи.
Европейский опыт
- Когда Польша вступила в Евросоюз, молодые артисты начали уезжать за границу. Сначала эта тенденция пугала, мол, что будет с культурой страны, но потом многие вернулись и мы обалдели: они привезли домой целый багаж опыта и знаний, - делятся впечатлениями польские артисты, среди которых руководитель "Тетра Формы" из Вроцлава Юзеф Маркоцкий. - Таким образом, в польском пластическом театре произошла своеобразная реформа. Работа пошла по принципу: меньше слов - больше действий. Молодежь экспериментирует и отвечает на вопросы "Можно использовать наготу в спектакле?", "Как сделать так, чтобы зрители не скучали?" Свет, цвет, декорации и, конечно, каждое движение здесь имеет смысл.
Есть, что обсудить и над чем подумать…
Мнение театрального критика Алексея Стрельникова:
- "Пластформа" дает возможность живого общения. Мы привыкли обсуждать спектакли у себя дома, в социальных сетях и так далее. А тут есть возможность обдумать и обсудить увиденное не только просто со зрителями, но и с профессионалами – людьми, которые принимают в спектакле непосредственное участие. Современный танец не может быть абсолютно понятным.
"Будущее у "театра тела" есть!"
- Говорят, язык танца универсальный. Все ли его поймут?
- Я сам по образованию драматический актер, - рассказывает Юзеф Маркоцкий. - 15 лет работаю в независимом театре. 5-6 лет сотрудничаем с Вечеславом Иноземцевым (директор пластического театра "Инжест"). Вот в его спектакле "После…" есть отличный прием – пожарная стена, по которой двигаются актеры. Это тоже символ, знак. Здорово, что есть люди, которые воспринимают язык пластики. Он особенный и ему неведомы никакие ограничения. Язык тела, движения – вот настоящее искусство. Я рад, что в Минске это понимают и ценят. Донести идею до зрителя нелегко, и я счастлив, когда вижу, что у кого-то это получается. Мы все учимся друг у друга, поэтому, мне кажется, будущее у театра тела есть, потому что все это - великая тайна и она не может не вызывать любопытства.
Жан Мельников, Театр Глухих (город Могилев):
- Надо начинать экспериментировать, создавать свои коллективы!
- Насколько танец зависит от пространства, в котором происходит действие? Пожарный занавес, люди, желание выйти в люди. Насколько актеры пытаются изменить своим танцем пространство?
- Для меня это очень важно, - отвечает Вячеслав Иноземцев. - Я, в принципе, ищу компромисс между телом и пространством. В спектакле "Декаданс" мы использовали ходули, с которых артисты падали и не могли встать. Вот вам язык. В жизни нет ничего устойчивого, определенного. Каждый взгляд зрителя меняет пространство. Со зрителями идет работа – и это тоже пространство.
- Какая идея у спектакля "После…"?
- Я понимаю, что не обязан нравиться всем, поэтому стараюсь делать то, что мне нравится. Думаю о том, чтобы захотел увидеть на сцене я сам. Если говорить про спектакль "После…", то его рабочими названиями были "Предел" или "Лимит". Его создает та самая пожарная стена, которую мы использовали. Надо прочувствовать эту атмосферу, я сам только пытаюсь это делать. Иногда вещи умнее, чем мы сами, поэтому идея многозначная и я стараюсь придерживаться этой многозначности. Есть такая мысль, что танцор не танцует в каком-то определенном месте. Он просто пытается быть этим местом сам. Место имеет свою энергию и силу. Только уважаемый танцор может стать местом.
Многое создается в процессе импровизации. В процессе работы мне важны два момента: пластичность - это очень важно, как люди двигаются, какая картинка вырисовывается. Само тело - это очень абстрактно. Самое главное - художественный образ.
Еще важно - удивлять. Здесь может быть какая-то шутка, спецэффекты.
Физическая часть очень важна. В 20-е годы XX века немцы говорили, что тело - это носитель движения через эмоции.
Пожарная стена "пришла" из Витебска. В 2001 году я впервые обнаружил ее там, и мы долго импровизировали с ней.
- Когда вы решили, что театр, пластика, зрители - это все ваше?
- Кажется, мне было 12 лет. Уже тогда мне нравилось показывать одноклассникам пантомимы. Это было забавно. В 13 лет я уже смотрел в Доме офицеров Марселя Марсо. В 16 – у меня появился первый учитель.
Вы еще можете успеть…
Четверг, 14 февраля
Группа современной хореографии "Quadro" (Гомель)
"Ночного поезда нет ..." (квартет для двух танцовщиц, гитары и губной гармошки)
Идея, сценография - Инна Асламова
Танц-театр "Галерея" (Гродно)
"Утро понедельника" (импровизационная игра в театр и про театр)
Идея, режиссура и хореография - Александр Тебеньков
В Минске проходит первый открытый форум пластических и танцевальных театров Беларуси "Пластформа-2013". Почему современный танец не может быть абсолютно...