В апреле этого года исполнилось 75 лет со дня рождения художника Эдуарда Курочкина. - Родился я в старинном белорусском городе Рогачеве (согласно преданию, Рогачев старше Москвы на пять лет), — рассказывает сам Эдуард Степанович. – Так случилось, что в возрасте двух с половиной лет попал в партизанский отряд, куда по заданию партии пошел мой отец Степан Васильевич Курочкин – квалифицированный инженер-механик и широко образованный человек, хотя коммунистом он не был. Мама Рузалия Александровна – чистокровная полька, из шляхтичей Цихановичей. Отчетливо помню жизнь в партизанских землянках, в лесу. Отец проявил себя настоящим героем. Переодевался в немецкую форму, выполнял задания центра. В частности, устроился на нефтебазу. В 1942 году дождался момента, когда там скопилось три десятка немецких танков, и взорвал нефтебазу, уничтожив все машины вместе с экипажами. Однажды мы с отцом в лесу напоролись на немецкую облаву. В таких случаях оккупанты обычно не разбирались, кто партизан, а кто нет, и просто расстреливали всех задержанных. Нас долго вели, подталкивали прикладами – в том числе и меня, маленького мальчика, на место расстрела. К счастью, нам повезло. В тот день партизаны не убили ни одного фашиста. А у тех был четкий приказ – расстреливать определенное число местных жителей только за каждого убитого немецкого солдата. Понятно, что любая инструкция для немцев – святое. Поэтому фрицам пришлось нас отпустить. Тем более что они не подозревали, кто мы такие. Отцу снова удалось пробраться к партизанам. Вскоре мы дождались конца оккупации… Пережитое не могло не сказаться на хрупкой психике ребенка. В школе Эдика считали «странным» - белой вороной. Он интересовался вопросами, которые даже не возникали перед его сверстниками. Десятый класс паренек окончил в 1955 году. Научился хорошо рисовать в академической манере, фигура художника стала для него олицетворением свободы, возможности вести себя не как все, не ходить каждый день на работу и вообще делать что хочется. В 17-летнем возрасте Эдуард Курочкин поехал в Москву поступать в Художественно-промышленное училище имени Калинина. Оно до сих пор расположено там, где и тогда, — возле Миусского кладбища. Из него вышло немало замечательных художников. Эдуард учился на отделении скульптуры, жил в общежитии в Малаховке. И до сих пор сохранилась у него грамота за первое место в кроссе на полтора километра за первенство ЦСО «Спартак». - Тогда я показал фантастический результат, — вспоминает Эдуард Степанович. – Пробежал дистанцию за 4 минуты и 21 секунду. По тем временам почти мировой рекорд. Недаром отец в свое время выстроил во дворе три турника разного размера – для меня, двух братьев и себя. Мы на них крутили солнце. Отец был крепким, спортивным человеком. Заставлял нас обтираться снегом, закаливал. Сделал из меня неплохого боксера и лыжника. В 1957 году Эдуард оставил училище и подал документы в Текстильный институт, где была военная кафедра. Несмотря на конкурс в сорок человек на место, наш земляк поступил легко. И начал учиться, чтобы стать художником по ткани. Он, как и его друзья, страстно любил рисовать, причем старался, чтобы получалось не так, как у всех. Ему претило механическое копирование, хотелось найти что-то свое. Поэтому его с друзьями полностью захватило творчество – они относились к нему как к способу познания изнанки реальности, ее обратной стороны. Мучительно пытались заглянуть за черту, отделяющую видимое от невидимого. Уже тогда они – на первых порах инстинктивно, а впоследствии все осознаннее – начинали понимать всю ущербность так называемого социалистического реализма, его беспомощность и неспособность передать волшебную, магическую суть предметов и явлений. В 1964 году Эдуард окончил институт и стал работать в Москве художником-оформителем. В 1972 году женился на актрисе Татьяне Гавриловой (1939 – 2000). Детей нет. Художник и сейчас живет и работает в Москве. Создал множество картин, портретов. Участвовал в многочисленных выставках в России, Швейцарии, Израиле, ФРГ. Эдуард Степанович написал портрет короля Иордании Хусейна с супругой, который хранится в королевском дворце в Аммане (Иордания). Как пишет о художнике Игорь Дудинский, Эдуард Курочкин – не рефлексирующий медиум, а сталкер-интеллектуал, чья миссия вполне выполнима и распространяется на целый спектр «потребителей». Эстетам и любителям искусства он напоминает о бренности и эфемерности сущего. Несколько движений кистью – и окружающий пейзаж меняется с кинематографической стремительностью. Для более продвинутых ценителей волшебства и сновидений предусмотрена экскурсия по затейливым уголкам Зазеркалья – типа Страны Воспоминаний, где их ждут замаскированные под наших современников некие призрачные сущности – прельщающие, манящие и сулящие. Попутно художник занимается исследованиями зыбких и эфемерных границ между объективным и субъективным – Божьим твореньем и игрой зрительского воображения. Для Курочкина нет разницы между материальным и иллюзорным. Как отмечают критики, судьба Эдуарда Курочкина – обычна и характерна для представителей той немногочисленной части послевоенного поколения, которая вместо того, чтобы по примеру подавляющего большинства сверстников любой ценой постараться наверстать упущенное и «хорошо устроиться», предпочла рискованную романтику философских и эстетических экспериментов, превратив свою жизнь в иррационально-непредсказуемую, полную приключений езду в неизведанное.
Михаил КОВАЛЕВ.
НА СНИМКЕ:Эдуард КУРОЧКИН после открытия очередной выставки своих работ.
В апреле этого года исполнилось 75 лет со дня рождения художника Эдуарда Курочкина. - Родился я в старинном белорусском городе Рогачеве (согласно преданию, Рогачев...