24 ноября отмечает юбилей один из самых значимых европейских режиссеров — Эмир Кустурица. Уроженец Сараево, он учился в пражской школе исполнительских искусств FAMU, а в качестве дипломной работы снял короткометражку "Герника", которая принесла ему множество призов. Он мастер трагикомедии: в его "Времени цыган" и "Андерграунде" горе и веселье, кровь и буйство всегда круто перемешаны.
Фото: imdb.com
Кустурица — главный экспортер балканского колорита и характера на культурные рынки Европы и Америки: сербские ноты звучат даже в его американском фильме "Аризонская мечта". Впрочем, сам юбиляр предпочитает Россию: выходец из мусульманской семьи, в последние десять лет он принял православие и посвящает много времени совместным проектам с Россией (например, сотрудничает с новым молодежным движением "Сеть").
Фото: imdb.com
"Помнишь ли Долли Белл?" (1981)
Дебют Эмира Кустурицы в полном метре — фильм о взрослении подростка из родного для режиссера Сараево. С ним Кустурица положил начало новому кинематографу — боснийскому: эта картина стала первой снятой на этом языке. Этот фильм удостоился приза за лучший дебют и награды ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Венеции. Фото: imdb.com
"Папа в командировке" (1985)
Продолжив линию "взгляд на время глазами ребенка", Кустурица снял фильм о послевоенной Югославии — и завоевал признание соотечественников и "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском кинофестивале. Фото: imdb.com
"Время цыган" (1988)
Картина о жизни цыган в Югославии утвердила Кустурицу в звании одного из главных режиссеров Европы и положила начало прекрасной дружбе с композитором Гораном Бреговичем: сочиненный им саундтрек к киноленте сам по себе стал большим хитом. Фото: imdb.com
"Аризонская мечта" (1991)
По приглашению великого чеха Милоша Формана Кустурица уезжает от войны и становится лектором в Колумбийском университете. Один из его студентов Дэвид Аткинс показывает ему свой сценарий, из которого после некоторой доработки рождается "Аризонская мечта" — самый не похожий на другие фильм Кустурицы, в котором сыграли Джонни Депп и Фэй Данауэй. Фото: imdb.com
"Андерграунд" (1995)
Вернувшись на родину, Кустурица снимает пронзительную, смешную и страшную картину о людях, которые со времени войны продолжают сидеть в подземелье: в условиях информационного вакуума они даже не узнали, что бойня закончилась. Картина стала самой емкой метафорой послевоенной Югославии. Фото: imdb.com
"Черная кошка, белый кот" (1998)
С этой картиной Кустурица вернулся к своим любимым цыганам — правда, на сей раз повествование о хитрых и веселых соотечественниках не было настолько пронизано драматизмом, как "Время цыган". Фото: imdb.com
"Жизнь как чудо" (2004)
Вернулся Кустурица и к теме войны, только на этот раз решил показать ее глазами не ребенка, а маленького человека — инженера со станции, стоящей на границе между Сербией и Боснией, — через его профессиональную жизнь и затейливые личные переживания. Фото: imdb.com
No Smoking Orchestra
Еще одна важная ипостась Кустурицы — рок-музыкант, точнее, гитарист состава No Smoking Orchestra; с этим коллективом режиссер-музыкант не раз приезжал в Москву. Кстати, именно лидер команды Нелле Караджлич является автором музыки ко всем картинам Кустурицы начиная с "Черной кошки, белого кота" — с Гораном Бреговичем, успевшим стать мировой знаменитостью, Кустурица поругался. Фото: Reuters