Чудо для узников ГУЛАГа и резьба по памяти. Репортаж из музея резчика Семена Шаврова. 21.by

Чудо для узников ГУЛАГа и резьба по памяти. Репортаж из музея резчика Семена Шаврова

14.12.2014 18:02 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Продолжая проект "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ", отправляемся в Музей деревянной скульптуры резчика Семена Шаврова, чтобы узнать, что дерево может петь и танцевать, печалиться и гордиться, рычать и смеяться от души, если отсечь все лишнее.


"Тарасик", 1980

Звание "Народный мастер БССР" Семен Степанович Шавров получил в 80-х годах XX века, а заинтересовался резьбой по дереву еще в детстве. За восемь лет до смерти Шавров превратил свой дом в музей имени себя. Музей недавно отметил двадцатилетие.


Памятную доску для музея выполнил оршанский резчик Олег Тиханков.

В первом зале - семейные фотографии с родителями и женами (Семен Шавров был женат дважды).

"Первая супруга Лидия Дмитриевна рано умерла, ей было 53 года. Это была такая чуткая женщина, она его так любила и жалела, что не давала Семену Степановичу копаться в грядках, когда они здесь жили, потому что, как она говорила, "Семочка человек творческий",
- рассказывает Вера Федоровна Миронович, заведующая музеем с 1996 года.

Семен Степанович долго не мог забыть свою Лиду. Только спустя девять лет он снова женился.




Семен Шавров родился в Орше в семье рабочих, а детство провел в деревне Шупени Толочинского района, где отцу дали надел земли. 14-летним парнем Семен попробовал вырезать небольшие фигурки сельчан.

Кстати, дед Семена Шаврова тоже увлекался резьбой:

"Илья Маршалович служил в Смольянах батраком у помещика. Он был таким искусным резчиком, что помещик не посчитал лишним свозить его в Италию поучиться у иностранных мастеров. Вся усадьба была уставлена скульптурами".




Дипломы, грамоты, благодарности и медали - свидетели участия мастера в выставках народного творчества разного масштаба, от городских до всесоюзных. "Старейший резчик области" - так называют Шаврова в одной из грамот.




Некоторые инструменты, которыми работал Семен Шавров, представлены в самом начале экспозиции. Он делал их сам. Наверняка у художника-оформителя льнокомбината, а затем завода "Легмаш", где работал Шавров, была такая возможность. Его любимый портфель, в котором хранились "орудия творчества", вторая жена продала музею, после того как Шаврова не стало 14 лет назад.




"И главное, он не чертил ничего. Брал топор, стамески и начинал работать, - вспоминает Вера Федоровна. - Никогда не пользовался ни угольком, ни карандашом, ни мелом. Выберет дерево и сообщает мне, какое именно из них надо доставить из лесу, а я уж с лесниками договариваюсь".

Работы Семена Шаврова находятся в Национальном музее истории и культуры Беларуси, Витебском областном краеведческом музее, но больше всего скульптур - в родной Орше.

Поначалу музей насчитывал 19 предметов, переданных в дар автором. На их основе сформирована постоянная экспозиция. Сейчас в фондах 270 работ. Всего за свою жизнь, по словам Веры Федоровны, Семен Шавров сделал около тысячи резных деревянных скульптур. Работал и на заказ, но больше дарил.


Портрет резчика Семена Шаврова, 1984. Автор Юрий Криков

Первая жена мастера Лидия Дмитриевна удостоилась нескольких портретов, созданных рукой мужа. Один из них включен в постоянную экспозицию.


Портрет жены, 1980

С каждым предметом в музее связана целая история.

"Было это под Оршей. К одной белоруске, маленькой, толстенькой, во двор зашел немецкий солдат и украл кур, открутил головы - и под ремень. Женщина, видно, была не робкого десятка, разозлилась, взяла ухват, догнала немца и… отобрала своих курочек",
- Вера Федоровна уверяет, что это не местная легенда, а реальный случай.


"Голубок", 1967

Оказывается, древесина бывает твердая и мягкая. Шавров работал с любой.

"Мягкая - это липа и ясень. Портрет жены и все портреты лучше получались из липы, а "Разведчик" сделан из сосны, - продолжает Вера Федоровна. - Этот парень в годы Великой Отечественной войны в деревне Шупени ездил на лошади босиком да подсчитывал, сколько вокруг танков, солдат немецких и оружия. Никто его не поймал, он остался жив".


"Разведчик", 1977

Во многих своих работах Семен Шавров воплотил образы своих земляков, родственников, знакомых.

"Танцует у нас здесь Василь, племянник Семена Степановича, сын старшего из трех братьев. В семье Шавровых было пятеро детей. Вот только разбился этот Василь на мотоцикле вместе со своей девушкой. Я этого парня знала, скульптура очень на него похожа", - вздыхает Вера Федоровна.

"Танец", 1978

Вот торговцы пришли на рынок за прибылью, а там волочебники несут в каждый двор радостную весть о начале весны. Не сомневайтесь, каждая скульптура "срисована" по памяти с настоящего человека. Это Василь-Кандыба, прозванный так в деревне за особенности походки. О, весельчак Агейчик, всегда согласный на чарку-другую и готовый ради нее хоть в сваты, хоть в колядники. Эх, тетка Аврамиха снова разошлась-распелась, а дядька Семена Шаврова Дмитрок, как всегда, не выпускает из рук гармонь, он даже на фронт ее с собой брал. Словом, все в сборе.

"Торговцы", 1990


"Волочебники", 1991


"Коляда", 1990

Скульптура гимнастки родилась из корня дерева: "Ее на одном из "Славянских базаров" хотела купить Алла Пугачева. Сказала, что та похожа на ее дочку Кристину - худенькая и гордая. Но к тому моменту продажа была уже невозможна - скульптура была оформлена как музейный экспонат. Хотя Алла Борисовна предлагала за нее хорошую цену в валюте".

"Гимнастка", 1998

Часто сюжеты для своих работ Семен Шавров брал из сказок и детских мультиков: так появилась цапля, которая дирижирует лягушками, и добрый молодец, сражающийся со Змеем Горынычем. Нашелся образ и для представителей нечистой силы - талант мастера объединил шерсть, рога и балалайку.


"Хор", 1997


"Змей Горыныч", 1966


"Люцифер", 1991

Много внимания в своем творчестве Семен Шавров уделил образу того ушастого создания, которое на территории Беларуси встречается повсеместно. В основном заяц у него шальной и бесстрашный, потому что "под градусом".

"Заяц у хмялi", 1997



"Заяц у хмялi", 1968

Анималистический жанр особенно увлек Семена Степановича после поездки в Беловежскую пущу. В результате коллекция пополнилась скульптурами зубров, лосей и фигурой барса перед прыжком.








Дом Семена Шаврова, в котором он жил с 1970 по 2000 год, стал музеем в 1992 году. Сейчас он наряду с еще пятью музеями входит в состав Музейного комплекса истории и культуры Оршанщины.




"Первую экскурсию по музею в день открытия Шавров проводил сам, да и после не очень-то любил доверять посетителей экскурсоводам,
- вспоминает Вера Федоровна. - Пока был жив, он постоянно здесь находился. В соседнем здании для него построили мастерскую, чтобы он продолжал делать скульптуры. Он частенько засыпал там, на диване возле печки. Бывало, утром, когда я приезжала на работу, он шел со своим кожаным портфельчиком на автобус домой к Надежде".

Музей основан по решению Оршанских городских властей.




"Был куплен участок 12 соток и дом Шаврова. Вот копия документа", - Вера Федоровна протягивает несколько листков, где черным по белому: "…согласно решению исполкома Оршанского городского Совета народных депутатов № 447 от 8.12.1989 года, отделом культуры горисполкома куплен дом и участок для создания музея. На участке остается дом, в котором оформляется экспозиция деревянной скульптуры. Планируется также строительство сарая-мастерской. На территории участка будет разбит декоративный парк с установкой скульптур из дерева…".




Мастерская Шаврова со временем превратилась в выставочный зал музея. Кабинет резьбы по дереву, предусмотренный в ней, и сегодня используется по назначению - для занятий кружка "Юный резчик". Скульптуры на улице - дело рук детей и их преподавателей.






Кружок бесплатный. Работает три раза в неделю с 2003 года. Сейчас там преподает для мальчишек и девчонок молодой мужчина Владислав Белоусов в свободное от основной работы время.




Вера Федоровна говорит, Семена Шаврова тоже дети любили: "Вырезают, вырезают, а потом сядут в шахматы играть или в лес отправятся изучать материал. Вы знали, что основное свойство древесины - внутреннее свечение?".

Своих детей, к сожалению, у Семена Степановича не было.

"Человек он был сложный - жизнь у него несладкая была. Он пережил сталинский ГУЛАГ. Десять лет ему сразу дали, потом, когда на фронт бежал в 1943-м, еще восемь добавили. После коллективизации семья Шавровых переехала в Оршу из деревни Шупени. Отец пошел работать на железную дорогу, а вслед за ним и Семен Степанович - сварщиком. Потом случилась беда - забрали его. Мы делали официальные запросы. Выяснили только, что Шавров был арестован и осужден тройкой НКВД. И жена Шаврова Лидия в ГУЛАГе побывала. А с Надеждой Васильевной они уже поженились в таком возрасте, когда думаешь не про детей, а какую таблетку выпить, чтоб не болело".




Семен Степанович был уверен, что выжил в ГУЛАГе только благодаря творчеству.

"Лучше всего у него там, в Сибири, получился "Богатырь" - работа восемь метров в высоту. Он ее сделал из двух кусков лиственницы. Пока вырезал, люди над ним смеялись, потому что там и так тяжело было жить, а тут чудак какой-то со своим "искусством". Такую крупную скульптуру поставить в одиночку было немыслимо, ему помогли. А как водрузили, так целовали ему руки и одежду за то, что такое чудо сотворил!"

В 1962-м Шаврова реабилитировали, а в 1963-м он уже начал выставляться по всему СССР. Незадолго до смерти приехал в свой музей на такси, прошелся в последний раз мимо скульптур и попросил музейщиков сохранить все, что он сделал, для потомков.

Хоть художественного образования Семен Шавров не получил, учеников у него было немало. Не все продолжили дело, но один, по словам самого Семена Степановича, превзошел своего учителя.

"Игорь Балаханов учился в 14-й школе в Орше на улице Красина, бегал в кружок резьбы по дереву тогда уже народного скульптора Семена Шаврова. Получил диплом архитектора, живет и работает в Минске. Заезжает иногда. В прошлом году музейный комплекс принимал у себя выставку его работ", - улыбается Вера Федоровна.

Музейный комплекс, включающий в себя шесть совершенно разноплановых музеев, в течение прошлого года принял более 53 000 посетителей. Это в городе с населением около 120 тысяч человек вместе с городом-спутником Барань. Если бы кто-то потрудился составить рейтинг посещаемости музеев комплекса, музей Шаврова в нем бы точно не лидировал - сюда добираются только самые любопытные. Большую часть посетителей привозят экскурсионные автобусы. Обращаются и частные лица, среди которых этим летом были немцы и голландцы с переводчиками.

Музей расположен в Орше на улице Красина, 26. Его можно посетить в любой день недели, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Стоимость билетов: полного - 15 000 бел. руб., льготного - 10 000 бел. руб. Экскурсия обойдется в 70 000 бел. руб.

Добраться можно городским транспортом: автобусом или маршруткой № 5, 5а, 24 до остановки "Больница № 4". Тем, кому время дороже денег, советуем предпочесть такси.


Справка о проекте:

Организатором проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача - информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.
Все материалы проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" >>>
 
Теги: Витебск, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Отправляемся в музей, чтобы узнать, что дерево может петь и танцевать, печалиться и гордиться, рычать и смеяться от души, если отсечь все лишнее.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика