Традиционные гродненские вербы: сделать можно за час, но готовиться нужно целый год
29.03.2015 09:14
—
Новости Культуры
|
Верба-светофор, философская верба и маленькие семейные вербочки - пожилые мастерицы из Гродно создают самые разнообразные варианты этого обязательного пасхального атрибута. Всех их объединяет традиционная технология. В областном центре народного творчества уверены: гродненские вербы могут стать таким же известным в мире брендом, как и виленские.
В конце прошлого года гродненские вербы, которых в регионе называют еще "пальмами", попали в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Традицию в Гродно уже несколько десятков лет сохраняют четыре сестры: Доминика, Ванда, Чеслава и Данута. Теперь у них всех разные фамилии, поэтому их часто называют по отчеству - Доминиковны. Доминика Доминиковна - младшая из четырех сестер. Ей 73 года, разница между ней и самой старшей, Вандой, 10 лет. Женщины собираются, устраивают чаепития и вместе делают вербы. "Для нас большое счастье, что в этом возрасте мы все еще живы", – говорят пожилые мастерицы. Вербы делаются быстро, но готовиться нужно целый годВ изготовлении традиционной гродненской вербы нет каких-то сложных секретов: нужен лишь хороший вкус и умелые руки. Но если собрать вербочку можно за час, то готовить материалы для нее - цветы, травы и колоски - нужно чуть ли не целый год.Доминика Доминиковна часть цветов и трав выращивает на даче, часть собирает в лесу или у воды. По ее словам, сегодня трудно найти не только какие-либо редкие травки, но даже обычную вербу - раньше она часто росла у дорог, но большинство насаждений вырубили. "Верба как основа должна быть обязательно, - говорит женщина. - Христа в Иерусалиме встречали пальмовыми ветвями, но у нас пальмы не растут, поэтому их заменяют вербой". У католиков украшенные вербочки так и называют "пальмами", а воскресенье не Вербным, а Пальмовым. Ремесло начали возрождать в перестройкуУмение плести вербочки сестры вынесли из детства - все они родились в деревне Большая Каплица под Гродно и видели, как к главному религиозному празднику готовились взрослые. Сегодня от их родной деревни осталось лишь два дома."После войны вербы были намного проще, дети украшали их даже фантиками. Да и делали это втайне - в стране был атеизм", - Доминика Доминиковна уверена, что Беларусь была "опытным кроликом" СССР по атеизации и другим социальным экспериментам. Свободней религиозная жизнь стала в конце 80-х: тогда сестры и принялись возрождать ремесло создания верб. "Горбачев слетал к Тетчер, она его убедила, и тогда началась оттепель", - делиться женщина своим пониманием международных отношений тех лет. Когда Доминика Доминиковна в середине 90-х ушла на пенсию, то занялась ремеслом вплотную. Для водителей есть верба-светофорГродненская верба плоская и напоминает птичье перо. Этим они отличаются от не менее популярных у нас "виленских" верб, характерных для Литвы и Польши. Каждая верба начинается с трех веточек длиной до 50 см, которые подбираются по цвету. Потом складываются ритмичные декоративные композиции с разнообразными декоративными узорами. Сердце - один из самых популярных узоров. Другой популярный - ромашка. Оба этих элемента делают из скрученного колоска. Среди материалов для вербы используются также аспарагус, амариллис, тимофеевка, бессмертник, просо, пшеница и другие растения.На вербе справа - узоры в форме сердец "Философская" верба Ее Доминика Доминиковна подарила TUT.BY "Семейные" вербы символизируют мать, отца и детей Иногда в вербах используются бумажные цветы... ...и плетеные из соломы элементы У каждой сестры есть свой почерк, заметный в их вербах. "Я люблю более спокойные сочетания цветов. Хотя в последнее время фантазия меня понесла и я сделала вербу-светофор для водителей", - показывает свои последние творения женщина. Похожа на светофор и "философская" верба. "Сами веточки - это путь к Христу. По нему мы идем с любовью - это символизирует сердце. Светофор - остановки на жизненном пути. А наверху радуга - мы идем в ее сторону, ведь все мы ищем ее недостающий восьмой цвет - смысл нашей жизни", - раскрывает заложенный в работе смысл Доминика Доминиковна. Женщина не боится экспериментировать: "Это, наверное, в моей натуре. Я не гонюсь за количеством, люблю пофантазировать". В ее вербах есть и бумажные элементы, и японская трава, которую она выращивает на даче, и даже цветы из кукурузы. Традицию передают на мастер-классах"Я никогда не считала, сколько верб делаю к празднику, но около сотни точно будет. Уже на сегодняшний день я подарила больше двадцати", - говорит мастерица. В этом году она почти ничего не делала на продажу, ведь работы ее и сестер постоянно просят показать на выставках как в Беларуси, так и за границей - не только в соседних странах, но даже в далеких Италии и Китае. Кроме того, сестры ведут мастер-классы, а на них тоже нужны примеры готовых работ. "Я уже никуда не хожу, не продаю вербы. Но мозги и руки работают, да и душе хочется радовать других", - говорит мастерица.Сестры не боятся конкуренции и на мастер-классах ничего не скрывают. "Мы уже не в том возрасте, да и бизнеса из своих верб не делаем", - рассказывает Доминика Доминиковна. У сестер есть молодые продолжатели, которые уже не просто копируют их вербы, а создают собственные оригинальные варианты. В вербу нужно заложить душуДля Доминики Доминиковны нет больших различий между католиками и православными - вера одна, отличается лишь традиция и обрядность. "Действительно, у православных вербы обычно скромнее, но ведь каждый хочет, чтобы было красиво", - женщина уверена, что ее традиционные вербы можно назвать экуменическими - они подойдут каждому."Ведь и не в вербе дело, а в молитве - она самая главная", - говорит она. Делать вербу нужно с хорошими эмоциями, вкладывая в работу душу. При этом делать самому ее к празднику не обязательно. "Не у всех есть такой талант, другие не хотят мусорить дома, у третьих просто нет времени. Нет ничего плохого в том, что люди покупают готовые вербы", - считает мастерица. Основа для данной композиции - гриб трутовик Рамку для этой композиции пенсионерка сделала из опасного борщевика Доминика Доминиковна очень любит шишки за их позитивную энергию Когда до праздника еще далеко, Доминика Доминиковна любит делать поделки из шишек, колосков и даже из стеблей опасного борщевика. Поэтому подарков для друзей, гостей и родственников у нее всегда много. В поделках используются не только местные материалы, но и необычные шишки из Польши, Италии и Бельгии. Сжигать вербы жалко, хотя это и традиция"Гродненские вербы - настоящий предмет искусства. У мастеров должен быть очень хороший вкус", - считает сотрудник Гродненского областного методического центра народного творчества Янина Борисевич. По ее словам, старые вербы даже жаль сжигать перед началом очередного Великого поста, хотя это и традиция. Поэтому во многих домах они накапливаются из года в год.Гродненская верба - плоская и напоминающая перо - распространена довольно узко: лишь в Гродно и близлежащих деревнях, таких как Одельск, Индура и Сопоцкин. Не последнюю роль в сохранении традиции сыграли костелы, считает специалист. По ее мнению, саму технику изготовления можно перенять, но не многие хотят выращивать или искать нужные травы и цветы. В этом плане ее беспокоит преемственность. "Включение в список наследия - это не только наше стремление популяризовать гродненские вербы, но и сохранить технологию", - объясняет Янина Анатольевна. "В этом году нас очень сильно распиарили, может, даже слишком", - говорит Доминика Доминиковна. Она повторяет, что вербы для ее и сестер - совсем не бизнес, да и лишней славы, которая "свалилась" после включения их верб в список наследия, они не хотят. Но Янина Борисевич считает, что чем больше информации о гродненских вербах, тем лучше. Она уверена, что этот элемент гродненской традиции достоин быть в списке не только наследия Беларуси, но и всего человечества - в списке ЮНЕСКО. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Верба-светофор, философская верба и маленькие семейные вербочки - пожилые мастерицы из Гродно создают самые разнообразные варианты этого обязательного... |
|