Есть эскиз, подтверждают источник финансирования: в центре Витебска хотят возродить костел
21.11.2016 11:36
—
Новости Культуры
|
С инициативой возрождения храма Костел Святого Антония Падуанского, построенный в Витебске в середине XVIII века, был замечательным архитектурным произведением позднего барокко. Во время Великой Отечественной башни костела пострадали, храм снесли в 1961-м. Со стороны главного алтаря храм напоминал надутые паруса корабля. Костел был частью бернардинского монастыря и стоял на Рыночной площади. На своих акварелях его изображали Наполеон Орда и Иосиф Пешка. Пожалуй, самое известное его словесное описание — в романе Ивана Бунина «Жизнь Арсеньева».
Когда я искал сведения о костеле, практически все витебские исследователи рекомендовали прочесть работу вильнюсского историка Ауксе Каладжинскайте. С ней она выступила на научной конференции в нашем городе 5 лет назад. Там говорится, что Витебск был одним из красивейших городов Великого княжества Литовского эпохи барокко. Он привлекал известных архитекторов. Одним из них был Иосиф Фонтана, с именем которого и связано строительство каменного костела Святого Антония. Некоторые источники указывают, что деревянный предшественник костела появился в конце XVII столетия, а в начале XVIII — сгорел. Литовская исследовательница нашла в фондах Национального исторического архива Беларуси договор о строительстве костела, заключенный в 1742 году между Фонтана и фундатором монастыря бернардинцев, женой витебского воеводы Теклей Анной Огинской. Документ подтверждает, что архитектором костела был именно Фонтана. В договоре прописано, что строительные материалы должен был поставлять монастырь. Иосиф Фонтана должен был выполнять работы по надзору, заботиться о найме каменщиков, столяров, плотников, стекольщиков и прочих мастеров. Ему назначили вознаграждение в размере 3000 битых талеров. Частью этой суммы архитектор должен был поделиться со строителями. По мнению Каладжинскайте, заказ на строительство костела в Витебске стал судьбоносным в карьере Фонтана — выходца из известной итальянской семьи архитекторов. Иосиф родился в 1716 году в Варшаве. Основы профессии изучал в домашнем окружении. Работал в Гродно в качестве архитектора семьи Сапег. Позже женился на дочери виленского архитектора Яна Пенса. В 1742 году уехал с семьей из Вильно и поселился недалеко от Витебска, где ему принадлежали два фольварка. Любопытно, что в книге витебского городского суда того времени есть жалоба на хулиганские выходки, дебош и разгул братьев Фонтана и их прислуги. Исследователи утверждают, что Фонтана славился не только талантом, но и вспыльчивым и горячим характером. Вероятно, так проявлялось его итальянское происхождение. Костел Святого Антония — первая работа Фонтана в Витебске. В 1743 году он получил еще один заказ — от витебских униатов: построить на одном из самых высоких и красивых мест города собор Успения Девы Марии и святого Иосафата. По размерам он был сравним с крупнейшими базиликами иезуитов в Кракове, Вильне и Гродно. Сегодня это восстановленный православный Свято-Успенский собор. Но вернемся к костелу Святого Антония. Известно, что спустя четыре года после заключения договора строительные работы продолжались. В 1746 году в жалобе Фонтана сообщает, что на него напали воры и похитили 400 битых талеров, предназначенных для возведения костела. Предполагается, что отделочные работы закончились в 1762 году. В 1768-м костел, имевший 9 алтарей, освятили в честь святого Антония Падуанского. В 1835-м, когда Витебск уже входил в состав Российской империи, монастырь бернардинцев закрыли, а костел Святого Антония влился в Могилевское епископство. По словам витебского историка искусства Людмилы Хмельницкой, после подавления польского восстания 1830 года новые костелы на бывших землях ВКЛ не строили, а существовавшие зачастую закрывали или передавали православным общинам: — Костел Святого Антония сия чаша миновала. Но после революции его судьба все равно оказалась незавидной. В разное время в нем находились спортивный зал и музей атеизма. В музее выставляли якобы разоблаченные большевиками мощи Евфросинии Полоцкой. Когда же заметили, что посетители приходят им поклониться и помолиться возле них, мощи оттуда убрали. Снесли костел, когда выпрямляли современную улицу Ленина. Раньше ее часть — от площади Свободы до площади Ленина — называлась Смоленской и изгибалась, обходя храм. — Если сегодня костел поставить на место, где он стоял изначально, его башни окажутся на проезжей части улицы Ленина. Но если бы мы посмотрели на Рыночную площадь середины XVIII века с моста Иезуитов (современный Октябрьский мост), то заметили бы, что храм играл важнейшую роль в архитектурном оформлении площади. Сегодня же при находящихся слева Воскресенской церкви и ратуше доминанты справа явно не хватает. Костел Святого Антония мог бы стать той самой доминантой, которая уравновесила бы архитектурную композицию одной из центральных площадей города, — считает Людмила Хмельницкая. КстатиВ Витебске начиная с 1990 года восстановили православные Покровский и Успенский соборы, Благовещенскую и Воскресенская церкви. Костел Святого Антония может стать вторым католическим храмом, который возродят в областном центре. Первый — костел Святой Варвары, горожане Комментарий по темеАндрей Макеев, главный архитектор Витебска: — Вопрос по восстановлению костела Святого Антония рассматривается. Сегодня уже разработано эскизное предложение. Заинтересованная сторона — римско-католическая епархия, собирает разрешительные документы, занимается подтверждением источников финансирования. Для осуществления проекта нужно получить разрешение главы государства и выполнить требования, выставленные городом. Если строительство начнется, то заказчик должен перенести фонтан «Слияние трех рек» в другое место. Сам же костел будет немного смещен от своего первоначального месторасположения. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Для осуществления проекта нужно получить разрешение главы государства и выполнить требования, выставленные городом.
|
|