"Меня выдвинули на госпремию, а я их послал". Художник о жизни в детдоме и порче имущества БАТЭ
22.08.2017 10:54
—
Новости Культуры
|
Когда белорусу Николаю Исаенку исполнилось 33 года, его картины купила Третьяковская галерея. Но свою персональную выставку он организовал лишь через 17 лет. На что художник потратил вырученные деньги, как убедил в своей благонадежности КГБ и почему московский коллекционер помог ему построить дом под Минском, Николай Иосифович рассказал в интервью TUT.BY. Довоенный дом с паркетом, детдом в шестом классе и йога на заводеИстоки интереса Исаенка к живописи — в детском доме. Туда его сдала мать, когда будущий художник учился в шестом классе. По признанию пейзажиста, детство у него было не очень радужное и богатое. Николай родился в деревне Черневичи под Борисовом. Отец Исаенка участвовал почти во всех войнах молодого советского государства: Польской, Финской, Отечественной. «С одной войны приходил, на другую уходил», — делится воспоминаниями художник. Отец был по профессии плотником, все дома в деревне построены его руками. А в жилище будущего художника и вовсе лежали паркетные полы (дом сгорел во время войны). На фронте Исаенок-старший был ранен. У него хотели отнять руку и поставить протез. Но он отказался, хотя и обещали оперировать под наркозом. «Если вы это сделаете, я покончу с собой», — ответил глава семейства с тремя детьми. Со временем на раненой руке появилась гангрена, и мужчину стали отправлять на реабилитацию. В семье его стали видеть все реже, хотя он и старался все свободное время благоустраивать жилище: разбил сады, поставил пчелиные ульи и очень любил мастерить и разукрашивать рамки. Однако послевоенный дом отстраивала уже мать Исаенка. Эту историю почти через 40 лет художник передаст на холсте в картине «Солдатки». Тогда же он напишет еще одно произведение, связанное со своей матерью, — «Одна». Образ станет символом забытых деревень. К концу 1950-х отцу становилось все хуже. На матери было все хозяйство, а детей уже стало четверо. — Среди них я был самый неуправляемый. Меня били, но я все равно делал то, что хотел. Мать не выдержала и перед шестым классом сдала меня в детдом. Тогда Николай очень любил технику, мастерил приемники. Но больше всего ему нравилось делать рогатки, пистолеты и самопалы. — Наверное, бандитом был, — смеется художник. — Я всегда гулял, гонял голубей. Меня в детдоме называли квартирантом. Но когда я смотрел, что кто-то рисует, у меня дух захватывало. Сначала маленький Николай посещал авиамодельный кружок. Потом начал ходить в скульптурный. И наконец ему захотелось красок. — Краски были дорогие. Я приходил в магазин и просто смотрел на них. Вскоре я додумался зайти в оформительскую мастерскую. А там ребята пили вино и рисовали огромные агитплакаты. Я попросил красок. И один мужик привез меня к себе домой и надавал кучу тюбиков и кисточек. Тогда я впервые натянул холстик и сделал копию картины Левитана «За околицей». Процесс так увлек беспокойного мальчишку, что его тут же приняли в изостудию. После детдома юный художник устроился токарем на завод БАТЭ. — Под меня сделали самый маленький станок. Но и там я был неуправляемым. Я научился выводить из строя этот станок. И пока его делали, я уходил на чердак и занимался там йогой. Денег на борисовском предприятии молодому специалисту платили немного, поэтому летом Исаенок занимался художественным оформлением загородных дач. Позже его забрали в армию, где он служил в оперативном полку МВД. Там живописец четыре года занимался боксом и «художничал» в выделенной для него мастерской. Когда заводские и армейские мытарства закончились, Исаенок с третьего раза поступил в художественное училище. Все это время художник жил в чулане и писал картины, рвал их, портил и снова писал. Тогда же он влюбился в музыку литовского гения Микалоюса Чюрлениса, сочетавшего в себе талант художника и композитора. Борисовский живописец начал коллекционировать классическую музыку. «Ходил голодным, но покупал книги и пластинки. Потом начал писать портреты композиторов и абстракцию под музыку. Но написав один пейзажный этюд, понял, что это мое», — объясняет Исаенок. «Когда мой сосед сбежал, за мной тогда начал следить КГБ»В театрально-художественный институт (теперь Академия искусств) Исаенка приняли только с третьей попытки. Но художник признается, что сейчас он этому рад. Шесть лет академического образования ему заменили годы творчества в деревне. — Просто я любил свою деревню, любил это состояние. Можно сказать, что хмызняк был второй мастерской. А там был классический пейзаж — смешанный лес. Тогда у меня состоялся период камерного пейзажа и эпического. Вскоре художнику выдали комнату во Дворце водного спорта. Там он прожил 13 лет. Как вспоминает Исаенок, ему давали талоны на питание, а взамен приходилось писать плакаты к соревнованиям и расписывать стены. В 1978 году в Минск приехали московские искусствоведы, которые отбирали работы на всесоюзную молодежную выставку. Друзья молодого пейзажиста привели московскую комиссию к нему в комнату, и те забрали несколько картин. Сразу после выставки из столицы Союза стали приходить госзаказы, и живописца начали печатать в престижном «Огоньке». А вскоре к художнику пришла всесоюзная слава. В 1980 году его полотно «Лен белорусский» за 5 тысяч рублей купила Третьяковская галерея. «Музей — это единственное место, в котором есть искусство. Но это одновременно и кладбище искусства», — считает Исаенок. На деньги, полученные от Третьяковки, художник начал строить дом в родной деревне, куда позже перевез мать. Сейчас Исаенок бывает там часто: на малой родине ему лучше пишется. У пейзажиста более тысячи картин, и половина из них написана именно на просторах Борисовщины. — Многие восхищаются моими цветами и сельскими пейзажами. А потом я привожу «поклонников» в деревню, и они не могут найти тех мест, что им так понравились на моих картинах, — улыбается живописец. — Все видят эти цветы, но не все видят в этом произведения. Обычные люди смотрят на эти цветы как потребители. Для меня как художника важно увидеть и остановить это мгновение. Первую персональную выставку Исаенок организовал только в 50 лет. С тех пор у него было четыре вернисажа в Национальном художественном музее. За рубежом борисовский живописец ценится не меньше. В начале 1990-х в течение четырех лет он организовал шесть выставок в Италии, одна из которых проходила в резиденции итальянских королей в Парме. Пейзажисту нравится приезжать за границу, но он не чувствует там вдохновения. Все картины, что ему удаются за рубежом, Исаенок там же и дарит местным коллекционерам. По словам художника, он слишком любит свою родину, чтобы с тем же чувством писать чужую. — Я бы не смог сейчас жить в Италии, Германии или Франции. В 20 лет — да, а сейчас — нет. Обо мне даже друзья говорят: «Исаенку завяжи глаза — он через океан придет домой». Однажды, еще в советское время, я отправился в Париж в составе делегации. Когда мой сосед сбежал, я был очень возмущен: как он там смог остаться?! За мной тогда начал следить КГБ. Думали, что я тоже сбегу. Мы же в той делегации были самыми молодыми. И меня долго прощупывали, но потом поняли, что никуда я не сбегу. 10−12 часов работы подряд — и жена гонит палкой от холстаИсаенок сравнивает искусство с работой стоматолога: тот сверлит зубы и не всегда знает, когда дойдет до нерва. Но когда находит его, пациенту (если, разумеется, он не попросил о заморозке) сразу становится больно. — Так и в искусстве мы пытаемся затронуть нерв, и мы не знаем, когда дотронемся. А зрители знают. Свои картины Исаенок пишет за два-три часа, чему не верят даже его друзья. Но, по признанию живописца, основная работа происходит еще задолго до первого прикосновения кисти к холсту: разработка образа, эмоциональное наполнение картины, подготовка экспозиции, холста и подкладок — все это может длиться несколько дней. А в деревне борисовский художник пишет несколько картин в день по 10−12 часов подряд и пьет только воду. Тогда его жене приходится гнать вдохновленного творца «палкой от холста». — Есть такие работы, которые пишешь и думаешь: «Ух, шедевр!». А потом ставишь на полку — и все плохо, все не так. А бывает, наоборот, пишешь и уже думаешь, что все плохо. Тогда жена у меня отбирает кисти, чтобы я ничего не испортил: важно остановиться и уловить суть, — замечает живописец. — И спустя пару дней я смотрю на ту картину, над которой меня остановили, и вижу, что все-таки работа получилась. Исаенок считает, что в материальном плане у него все есть. Но настоящий шедевр еще не написан. — Многие считают мой «Лен белорусский» шедевром, потому что он в Третьяковке. Но у меня есть куча маленьких этюдов, которые не хуже этого «Льна». К слову, рамки для каждой картины он делает сам. Мэтр очень любит работать с деревом и не приветствует слишком дорогих материалов для своих произведений. Живописец ориентируется на Поля Сезанна и Пабло Пикассо. Не в плане творчества, а в смысле подхода к нему. Пикассо близок белорусскому художнику как свободная личность: оба всю жизнь делали только то, что хотели. А Сезанн привлекает Исаенка своим синтезом ума и чувств. Самого мэтра критики часто сравнивают с другим отечественным живописцем — Витольдом Бялыницким-Бирулей. Исаенку это не льстит, он соглашается, что не хуже своего исторического товарища по искусству. — Если у художника случились 3−4 работы, он состоялся. В мире все уже было, никого ничем не удивишь. Надо просто любить то, что ты делаешь, и не ждать наград и признания. Самого художника дважды выдвигали на госпремию, но он отказался. — Я сижу в деревне, пишу свои цветы, а мне звонят: «Коля, давай, мы тебя на госпремию выдвинули. Только за 4 дня нужно оформить все документы». А я их послал. Зачем мне бросать свою работу? Чтобы лизать кому-то ботинки, а меня потом кинули? — задается вопросом художник. — Да и звание народного мне не надо. Ван Гог или Сезанн не были народными. В нормальных странах уже нет этих званий. «Меня называют художник-наркобарон»По мнению Исаенка, искусство — это самый надежный капитал. В прошлом году работу Клода Моне «Стог сена» — Есть люди, которые подсаживаются на меня, как на наркотик. Меня даже называют «художник-наркобарон». Не было такого, чтобы человек купил только одну картину. Я ему говорю: если не понравится, верну деньги. А то один, то второй покупатель приходят еще за одной, — шутливо недоумевает живописец. К слову, некоторые работы пейзажиста уже подделывают. По его словам, иногда ему звонят знакомые и говорят, что его картины продают в Москве или Петербурге. У борисовского художника много покупателей из-за рубежа. Однажды посол из Эстонии купил серию картин «Времена года», а недавно несколько работ приобрел китайский бизнесмен. А более десяти лет назад одна московская женщина-коллекционер заставила перешептываться все художественное сообщество: она выкупила несколько десятков пейзажей Исаенка. В благодарность за это она частично профинансировала строительство его дома под Минском. — Она сначала предлагала купить квартиру. Но я и так достаточно пожил в каморках. Потом предложила купить дом. Я отказался. Но она не отступала и решила просто помочь мне со строительством. Ну я и подумал: пусть помогает. Но, по его словам, так везет раз-два в жизни. Главное, чтобы на хлеб и краски хватало. Многие свои работы Исаенок принципиально не хочет продавать при жизни. Но при этом он подарил около 30 работ Национальному художественному музею. — Я хочу, чтобы они оставались в моей стране. Да, приезжают иностранцы и покупают работы. Но я эти деньги съел, а картина уехала. Мне много не надо. Поэтому я чаще продаю тем людям, которые по-настоящему ценят искусство и оставляют за мной право брать эти работы на выставку. По мнению живописца, искусство — это элитарное явление, которому необходимо учить. — У нас повсюду строят ледовые арены, а я бы построил галереи в каждом районном городке. Обратите внимание: у стран с высочайшим уровнем искусства и культурного интеллекта соответственно развита экономика. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Когда белорусу Николаю Исаенку исполнилось 33 года, его картины купила Третьяковская галерея. Но свою персональную выставку он организовал лишь через 17 лет. На что...
|
|