Как невеста бросала клубок и задабривала "волчицу" на свадьбе в Ушачах
22.10.2017 16:46
—
Новости Культуры
|
Какой должна быть свадьба? Ответ на этот вопрос у каждого свой. Сейчас некоторые предпочитают обойтись без торжества, немало и тех, кто вовсе не оформляет супружеские отношения. Иные тратят большие деньги на лимузины, самый лучший номер для молодоженов и прочие атрибуты статусного праздника. Невесты тщательно выбирают наряд и свадебный букет, дату регистрации и фасоны платьев подружек. А что было важным для молодых 100 лет назад? Как женились наши бабушки и дедушки? Какой он, белорусский свадебный фэн-шуй? За ответами на эти вопросы, корреспонденты отправились на областной праздник-конкурс свадебных обрядов «Вялiкая вясельнiца — 2017» в Ушачи. Витебская «Вялiкая вясельнiца» собирает гостей раз в два года. Главное действо — реконструкция свадебного обряда по традициям разных районов области. Нынче демонстрировали свадьбу, восстановленную по материалам Ушачского, Глубокского и Шарковщинского районов. Гости увидели праздник таким, каким он мог быть здесь в начале прошлого века. Главные герои свадьбы и сейчас, и во все времена — жених и невеста. На нашем празднике — это Иван и Марья. Роли молодых сыграли Артем и Ирина. Два помещения Центра ремесел стали домами молодых. Жених — из зажиточной семьи Глубокского района. Перед его домом стоит повозка, которую молодежь украшает лентами и цветами. В доме накрывают столы, сюда приходят музыканты и гости. Главный здесь — сват. Он дает отмашку началу торжества, произнеся ключевую фразу: — Бацькi, благаславiце дзiця сваё ў дарогу. Родители берут икону и зажигают громничную cвечу, жених становится на колени на расстеленный на полу кожух. Мать и отец благословляют сына на семейную жизнь. Затем сестры трижды обводят Ивана вокруг стола со свадебными яствами (чтобы семейная жизнь была в достатке) и усаживают на почетное место. И снова на авансцене появляется сват. Он объявляет, что пришло время одарить молодого. Родители, крестные, близкие родственники и все гости по очереди дарят подарки, говорят пожелания. Когда все презенты вручены, начинается свадебное застолье. В самый разгар гуляния сват как бы между прочим вспоминает, что надо ехать за молодой. Жених и часть гостей садятся в повозку и отправляются к дому невесты. Украшенная повозка и колоритные персонажи привлекают внимание жителей Ушачей. Возле дома жениха остановился 72-летний Игнат Адамович и дает оценку происходящему: — Да, так и было. И я еще свадьбы на лошадях возил. Только вот конь какой-то у них «на пенсии». А для свадьбы лошадей очень красивых подбирали. На первом, самом лучшем, молодой ехал. Я однажды вез жениха, так конь ни минуты не стоял спокойно, все время гарцевал. «Рогатки» по дороге ставят, так я его еле останавливал. На последней нечем уже было откупиться, сват сказал не удерживать коня. Так он «рогатку» перепрыгнул. Очень резвый и красивый был. Вообще на свадьбах по 5−6 повозок собиралось. В доме молодой тоже с самого утра царит суета. Манечку «прыбiраюць да вянца» по свадебной традиции Ушачского района. Подружки невесты и взрослые женщины в процессе сборов поют обрядовые песни. Они совсем не радостные. Да и сама молодая не весела. — Раньше девушка на свадьбе не радовалась, что замуж выходит. С ней прощались родственники и подружки. У девушки начиналась новая жизнь — она уходила из родной семьи к мужу, в чужой дом, — поясняют участники обряда. Оказывается, молодая зачастую на своей свадьбе плакала. И это считалось правильным поведением. Так девушка закладывала основу счастливой семейной жизни — выплакивала все слезы на празднике, на потом уже ничего не оставалось. К слову, Манечка — невеста опытная. Уже третий раз «выходит замуж» (участвует в областном празднике в качестве невесты) и поэтому идеально справляется с ролью. В доме невесты происходит практически то же, что мы уже наблюдали у жениха. Брат водит молодую вокруг стола, останавливается под иконой, и здесь невесту благословляет на семейную жизнь крестная мама. Невесте тоже все дарят подарки, потом начинается застолье с песнями и танцами. И вот к дому невесты прибывает жених. Чужаков встречают неприветливо. На выкупе пытаются подсунуть подставную невесту. Но в итоге отдают настоящую. Молодые едут венчаться, а свадьба в доме невесты, как и в доме жениха продолжается. По сути две компании гуляли параллельно и не пересекались. От дома к дому ходили только некоторые участники свадебного торжества, основная же часть гостей оставалась там, куда их позвали — или у жениха, или у невесты. На свадьбе не обошлось без «рогаток» — выкуп сначала требовали у жениха, когда он ехал к невесте, после — у обоих молодых по пути в дом жениха. К слову, эту преграду для молодой четы организовали по традиции Шарковщинского района. Пока ждали жениха и невесту, участники действа бурно обсуждали, как поедут молодожены: «па вёсцы, цi па загуменню». — Калі маладая не цнатлiвая, то па загуменню. Тады нельга па вёсцы — пажары будуць ды iншыя нясчасцi, — подслушали мы разговоры. У дома жениха молодых ждет еще одна «рогатка» — «брама», по глубокской традиции. И вот молодые возле дома жениха. Здесь им вместе приходится пройти множество препятствий. Иван и Марья все преодолевают с честью. Их поднимают на скамье, продолжается веселье. В финале невеста бросает совсем не букет, а клубок. При этом девушка приговаривала: — Кацiцеся за мной замуж, сяброўкi, клубочкам. Свадьба в доме жениха продолжается уже с молодыми. Невесте, как водится, предлагают сесть на «дзяжу», прикрытую вывернутым кожухом — на такое сооружение могла присесть только невинная девушка. Иначе — быть беде (мор скотины и другие несчастья обрушатся на семью). Груз ответственности был таким сильным, что невесты, которым было что скрывать, не осмеливались сесть на это место. Это был скандал, могло дойти до сильной ругани, но свадьба продолжалась. Финальным аккордом свадьбы становится аутентичный глубокский обряд «Ваўчыца», которым родственники невесты задабривают свекровь. Мама жениха надела вывернутый кожух и как будто превратилась в зверя. Женщине дарят всяческие подарки, «ваўчыца» их придирчиво рассматривает, но с каждым подношением становится все более лояльной. В итоге она нежно обнимает невестку и называет ее любимой дочкой. В былые времена о непрошенных гостях говорили, что они «прыйшлi памяло таптаць». Это потому что люди топтались возле порога, где как раз и стояли метелки. Были и такие, что приходили «на плоце павiсець» или под окнами постоять, — они не заходили в дом, а подсматривали за происходящим. Таких надо было хорошо угостить. При этом яства хозяева выносили прямо на улицу. Логика очевидна — сытые и довольные односельчане будут хвалить свадьбу, а если на что-то обидятся, то, наоборот, «ославят» на всю округу. На празднике присутствовали ученые, и мы решили услышать их оценку. Оправдались ли ожидания, были ли открытия, какие впечатления оставил праздник? Заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси Татьяна Володина призналась, что ехала в Ушачи с опаской. — Думала, что здесь будет нечто подобное на художественную самодеятельность. Но мы увидели абсолютно живой обряд таким, каким он был в старину, со всеми элементами. При этом эмоции участников были настоящими, все, как на реальной свадьбе. Единственное, о чем я жалею, — было мало зрителей. Увидав эту красоту, естественно, хочется перенести ее в свою жизнь. Были и новые для меня элементы. Например, глыбокская «Ваўчыца». Это было здорово! — поделилась впечатлениями эксперт. Нововведения нынешней «Вялiкай вясельнiцы» — презентация свадебных яств. Каждый район представил в Ушачах свои блюда. Можно было попробовать полоцкие цибрики, фирменную россонскую фаршированную щуку, сенненскую верещаку и прочие вкусности. Праздник объединил разные поколения и разные районы. Люди обсуждали, как раньше проходили свадьбы. Немало было и тех, кто признался, что и сейчас хотел бы именно такую — душевную, белорусскую, с грустными, но очень правильными песнями и обрядами, в которых зашифрованы вековые традиции нашего народа. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Что было важным для молодых 100 лет назад? Как женились наши бабушки и дедушки? Какой он, белорусский свадебный фэн-шуй? За ответами на эти вопросы, корреспонденты...
|
|