Лошадь с шестью ногами и свидания Шагала. Интересные факты про Двинский мост в Витебске
28.01.2018 09:42
—
Новости Культуры
|
155 лет назад, в 1863 году, в Витебске начали строить Двинский мост — постоянную переправу через Западную Двину. До нашего времени сооружение не сохранилось. Находилось оно практически на том же месте, где сегодня Кировский мост, но немного ближе к драмтеатру. «Витебский курьер» собрал 5 интересных фактов про Двинский мост. 1. До 1860-х годов берега Двины соединял деревянный свайный мост. Практически каждый год его отстраивали заново: переправу разрушал паводок. Восстановление разрушенных конструкций занимало немало времени. Так, в 1861 году отремонтированный мост открыли лишь в середине лета — 21 июля. Иногда свайный мост разрушался сразу после ремонта. Известный краевед Николай Никифоровский в «Страничках из недавней старины города Витебска» описывал такой случай: «…В 1862 году, когда вследствие майских и июньских дождей („петровских паводков“), вода поднялась до настилов, администрация спешно укрепляла мост канатными привязями к березам на Успенском бульваре и при Семеновской церкви, грузя в то же время настилку бревнами да камнями». 2. Постоянный мост через главную реку в Витебске начали строить в 1863 году. Образцом стал мост на Сен-Жерменской атмосферной железной дороге, построенный во Франции в 1840 году по проекту инженеров Грина и Эми. Никифоровский отмечал, что далеко не все витебляне положительно отнеслись к этому проекту. По мнению части горожан, возводить мост начали в неподходящее время — в середине лета, когда уровень воды минимален. Кроме того, делают это в непривычном месте и в «мятежный» 1863 год. Все это, с точки зрения суеверных жителей, не сулило ничего хорошего. Да и сама Западная Двина была как будто против грандиозной постройки: вода время от времени поднималась, и работы приостанавливали. Под руководством подполковника Александра Феттинга мост строили 4 года. Конструкция опиралась на два каменных устоя и три каменных «быка», имела четыре пролета. Полотно моста состояло из поперечных деревянных брусьев, покрытых двумя рядами досок. Нижние доски просмолили — для долговечности. 3. Открыли Двинский мост 26 марта 1867 года. А через 20 лет движение стало небезопасным. Деревянные фермы заменили железными. Историк Инна Абрамова нашла сведения, что автором проекта реконструкции моста был витебский инженер Правосудович. Металлические детали изготовили на Брянском рельсопрокатном, железоделательном и механическом заводе. Справились с этим быстро: заказ получили 8 сентября 1864 года, а уже 23 октября в Витебске собирали железные фермы. Движение по отремонтированному мосту открыли в марте 1885 года, но окончательно реконструкцию завершили только к сентябрю. Мост имел ширину 8,5 метра, длину — более 223 метров, высоту — 20 метров. Ширина каждого пролета равнялась 44 метрам. В 1898 году в Витебске появился трамвай, и на Двинском мосту проложили рельсы. Мост был разрушен во время Великой Отечественной войны. 4. Двинский мост очень нравился фотографам. Его изображение часто появлялось на почтовых карточках и открытках. Это был своеобразный архитектурный символ старого Витебска. Двинский мост мы можем видеть на фотографиях Сергея Прокудина-Горского и изобретателя шторно-щелевого затвора Сигизмунда Юрковского. Одно из самых известных фото Юрковского — «Доставка паровоза на строящуюся железнодорожную линию Орел — Витебск, 1867» — также сделано на этом мосту. Снимок постановочный: всем людям велели замереть на месте на пару минут. Но животным ведь не прикажешь! Одна из лошадей дернулась, и на фотографии у нее получилось шесть ног. 5. Воспоминания про Двинский мост в своей книге «Горящие огни» оставила Белла Шагал. Она описывает свои впечатления от прогулок по городу с Марком Шагалом: «Мост для нас — это рай. Мы вырывались из тесных домишек с низкими потолками, чтобы взглянуть на небо. Улочки так узки, что неба не видно. Церкви, острые крыши. А под мостом — река. Меж небом и водой просветляется воздух. Ветер доносит цветочный аромат. Напротив, на левом берегу, большой городской сад. Днем на мосту толпа народу. Идут из одной части города в другую. По улицам шагаешь не спеша. А по мосту летишь стремглав. Несут вода и ветер. Сквозь деревянный настил поднимается прохлада. И совсем не хочется спускаться на землю, на мощеные улочки…». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
155 лет назад в Витебске начали строить Двинский мост. Находился он практически на том же месте, где сегодня Кировский мост. Предлагаем узнать интересные факты про... |
|