Ребят, мы научим вас шарить в художниках. Реально простой гайд по главным фигурам живописи
22.02.2019 13:20
—
Новости Культуры
|
Серьезно, кто будет читать энциклопедию про художников, когда есть «ВКонтакте» и Youtube? Угу, никто. Только вот потом обязательно возникает какая-нибудь ситуация, когда неловко, что не «потянул» простой вопрос на эрудицию. Чтобы такого не случалось, мы запускаем рубрику «Че так сложно-то?», где будем простым языком, как для друзей, объяснять всякие штуки про культуру и искусство. В первом выпуске разбираемся, как минимально шарить в картинах. Вечная проблема: Клод Моне или Эдуард Мане? Возможно, никто и не путал бы Мане и Моне, если бы они писали в разных жанрах. Но все усложняется: оба художника — французы и оба стояли у истоков импрессионизма. Самые азы — это правило «Моне — пятна, Мане — люди». Что-то в этом есть: Моне написал немало весьма абстрактных пейзажей (« Но — есть одна важная особенность. Если смотреть на картины Клода Моне с близкого расстояния, вы, скорее всего, ничего не поймете. Но пара шагов назад — и — вау! — появляются силуэты, смыслы и, что самое важное, свет. Моне так и говорил: «Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет». Так вот, помните: у него это получилось. А вот у Эдуарда Мане — не совсем.
It’s a trap! У обоих художников есть картина «Завтрак на траве». Тут уж, наверное, проще запомнить, где чья. Эдгар Дега и его балериныДега тоже товарищ стереотипный: считается, если на картине есть балерина, ее автор — Эдгар. Но мы же хотим быть эрудированными, поэтому копнем глубже. Художник вдохновлялся фотографией, поэтому его картины максимально на нее похожи. Полотна напоминают случайное фото, как будто кадр просто выхвачен из реальности. Плюс, конечно, танцовщиц рисовал не только этот француз (да и вообще не только французы), поэтому важно запомнить, что у Дега они выглядят суперестественно и чаще Еще из фишек художника — свет, который как бы делит лица героев на две части: темную и светлую. «
Пабло Пикассо (настолько разный, что запомнить все нереально)Здесь надо подсобраться: Пикассо подкинул ту еще задачку, писав картины целых 70 лет. Конечно, за это время французский испанец менялся так, что его полотна можно по ошибке причислить к разным авторам. Но мы попробуем не облажаться! В начале творчества Пабло валил по мейнстриму: перспектива пространства и правильные линии ему еще не были чужды. Что важно — на картинах были простые люди, часто калеки, нищие, странствующие актеры. Если герой картины принадлежал к другой профессии, ему все равно было «не ок»: композиция картины ломалась, появлялись странные цветовые сочетания, ломаные линии, «выбивающиеся» детали и прочее. Все это называется голубым периодом, а значит, картины — в сине-зеленых оттенках. Так и запоминаем — по « It’s a trap! «Любительница абсента» (1901) как бы оранжевая, но тоже из голубого периода (на это намекает бутылка и одежда). Дальше был розовый период. Здесь больше радости и — да-да — оранжевых тонов. Еще розовых. В этот период Пикассо, видимо, впечатлил цирк, и он занимался его отображением в картинах. Известная « Наконец, кубизм — то, за что Пикассо и известен. Все началось примерно с « Дальше у Пикассо случается «помутнение»: он влюбляется в русскую балерину Хохлову и пишет ее портреты (и не только). А ей нравился традиционный, консервативный стиль, поэтому художник его выдавал. Ну как сказать… Пикассо все равно прослеживается. Потом снова узнаем Пабло: у художника начинаются семейные проблемы, он увлекается молоденькой девушкой, туда-сюда — и вот начинается полнейший Если это было очень жестко, просто запомните: Пикассо — это кубизм и сюрреализм. И, конечно, масштабная «Герни́ка» (ударение на «и», не ошибитесь), написанная в 1937-м. Фух, вроде расправились. Идем дальше. (Внезапно) по-патриотичному красно-зеленый Марк ШагалПосле Пикассо наш земляк выглядит очень целостно и постоянно. Поэтому легко выделяем особенности его творчества. Кстати, Шагал и Пикассо дружили, но постоянно троллили друг друга. Пикассо называл Шагала летчиком (потому что герои его картин летали), а Шагал Пикассо — разделочным ножом (потому что испанец «разрезал» людей на части и перекладывал их из трехмерного мира на плоскость).
Мы нарочно не показываем «Прогулку» и «Над городом» (обе — 1918) — это и так ни с чем не спутаешь. Вообще, кто герои картин витебского импрессиониста, догадаться несложно, если держать в голове тематику произведений. Это влюбленные, танцоры и музыканты, ангелы, животные. Вот еще пруф, если было мало. Анри Матисс и женщиныМатисс, как и Моне, передавал эмоции через цвет. А еще у Анри много женских фигур. Кажется, какая банальщина! Но вообще-то нет: чтобы создать такие произведения, надо очень тщательно изучить натуру и трансформировать ее гармонично. За такие «игры» его критиковали, но художник отвечал хлестко: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Попробуйте закрепить в голове Матисса рядом со словом «фовизм» — именно он поучаствовал в рождении такого стиля в искусстве. В принципе почти все, что подразумевает фовизм, отражается в картинах художника.
Ну и, кстати, вот эта картина — тоже Матисс. Поль Гоген, который не любил тениВ этом случае лучше сразу к делу и привести пару примеров.
Непонятный Сальвадор ДалиПро этого художника написано столько всего, что лучше даже не пытаться построить из этого систему. Действуем на свой страх и риск: «Кажется, на картине какая-то ерунда? Похоже, это Дали». Смотрите сами — вот вам не самое популярное произведение: «Метаморфозы Нарцисса» (1937).
Василий Кандинский как пример русского авангардаЗавершим интересным русским художником, который считал, что изображать реальные предметы — это, говоря современным языком, зашквар. Потому что они сильно воздействуют на психику. Главное — это эстетическое звучание формы и цвета. По сути, Кандинский придумал лирическую абстракцию: это когда через живопись имитируется музыкальное произведение. Поначалу, правда, художник действительно
А вообще-то все это называется супрематизмом — направление, в котором простые геометрические формы комбинировали друг с другом, создавая динамику полотна. Во как.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Разбираем по полочкам, что надо выучить, чтобы в музее выглядеть достойно.
|
|