На белорусский перевели «Гарри Поттера», а группа «Молчат дома» покорила Европу. В Оперном сменилось руководство, в Купаловский пришел Павел Латушко, а в Академии искусств уже десять лет не могут открыть учебный театр. В обзоре TUT.BY — эти и другие важнейшие события 2019 года в сфере культуры.
Театр. Смена команды в Оперном и приход Латушко
Последнее десятилетие в белорусском театре наблюдается стабильность, временами переходящая в застой. На сцене большинства театров мы видим постановки, или решенные в эстетике 1980-х, или откровенно развлекательный продукт. Увы, 2019-й не стал исключением и ярких экспериментальных спектаклей было немного.
Среди спектаклей в других городах Беларуси (увы, получилось увидеть не все из них) однозначно выделяются «Кандид» Могилевского театра кукол и «Павятовы лекар» Гомельского молодежного театра.
В 2019-м сразу в трех театрах Беларуси появились новые директора. В Оперном Александр Петрович сменил Владимира Гридюшко, в Купаловском вакантное место занял Павел Латушко, в Музыкальном — Сергей Пукита. Впрочем, между этими назначениями куда больше различий, чем общих черт.
Место директора в Купаловском пустовало с сентября 2018-го, когда в отставку ушел Павел Поляков. Приход к властиПавла Латушко (март 2019-го) не повлиял на художественный курс Купаловского (он стабилен на протяжении последних десяти лет). Изменения — причем в лучшую сторону — произошли в маркетинге.
При Латушко у театра появилось собственное издание — журнал «Купалаўскі», оформленный очень стильно, был проведен первый в Беларуси «Театральный пикник». Такое количество инфоповодов особенно важно в преддверии 100-летнего юбилея театра.
Сергей Пукитапришел в Музыкальный, в том числе чтобы провести реконструкцию театра.
Его предшественник Александр Петровичушел на повышение в Оперный. Одна из его целей — улучшить непростое финансовое положение, в котором теперь оказался театр. Приход Петровича и скандальный уход Михаила Панджавидзе с поста главного режиссера (его обвинили в подделке больничного) завершили смену команды, которая возглавляла театр около десяти лет.
К сожалению, в 2019-м деятельность театров в целом оценивалась не по творческим, а по финансовым показателям. В результате из коллективов уходили режиссеры, которые могут создать яркие современные постановки. Как раз в этом году Александр Янушкевич покинул пост главного режиссера Брестского кукольного, Игорь Казаков оставил аналогичный пост в Могилеве, а из минского Молодежного театра ушел Дмитрий Богославский. Все они оказались ненужными государственной системе.
Наконец, традиционно одним из самых ярких событий года стал фестиваль ТЕАРТ. В 2019-м он прошел в очень сжатом формате: международная программа состояла всего из четырех спектаклей (ради объективности следует отметить: очень ярких). Но сама ситуация показала, насколько такие проекты зависят от спонсоров. «Белгазпромбанк» и «Газпром трансгаз Беларусь» сократили бюджет фестиваля — и оказалось, что кроме них форум никто не готов поддержать. Хочется надеяться, что руку помощи ТЕАРТу протянут другие частные спонсоры и государство.
Литература. Скандал с ПЭНом, успехи Бахаревича и перевод «Гарри Поттера»
На литературном фронте в целом без перемен. Грустно в этом признаваться, но, пожалуй, самым обсуждаемым событием 2019 года, связанным с белорусской литературой, стал скандал с белорусским ПЭН-центром. Исключение, восстановление и новое исключение Павла Северинца, избрание председателем ПЭНа Светланы Алексиевич, взаимные обвинения и разборки… Проще прочитать об этом в нашем репортаже, чем пересказывать еще раз. Конфликт в очередной раз показал, что в последние годы интерес к окололитературным событиям куда выше, чем к собственно литературным.
Увы, но другая ситуация вряд ли возможна.
Позволю себе краткую самоцитату (из текста об итогах за 2017 год), ведь положение дел совершенно не изменилось:
— Слабый интерес к белорусскоязычным книгам приводит к малым тиражам, а 20-процентный НДС увеличивает цены на книги. Отсюда небольшие продажи и невысокие гонорары авторам. Поскольку последние не могут заниматься одной литературой, а пишут в свободное время, от этого зачастую страдает уровень произведений. На выходе получаем еще меньший интерес к книгам на белорусском языке, игнорирование их со стороны издательств. Вот такой замкнутый круг.
А вот и конкретный пример. В этом году очередным победителем литературной премии имени Ежи Гедройца сталИлья Син, автор книги Libido. Но на ситуацию на рынке это никак не повлияло. Как признавался в соцсетях издатель Геннадий Винярский, «прэміі даюць продаж да 50 асобнікаў прозы і паэзіі каля 10». Добавьте эти цифры к основному тиражу книги (несколько сотен экземпляров) — и получите представление об интересе читателей к современным белорусским писателям.
Точнее, к большинству из них. Поскольку механизмы рынка не работают, читатели с большой осторожностью относятся к новым именам. В фаворе те, кто уже успел завоевать авторитет или найти свою аудиторию. Среди них писатель Альгерд Бахаревич. В этом году его роман «Собаки Европы» (в авторском переводе на русский) попал в шорт-лист российской литературной премии «Большая книга».
Вместе со своей женой, поэтессой и переводчицей Юлией Тимофевой, Бахаревич выступил на крупнейшей в мире Франкфуртской книжной ярмарке — единственный из Беларуси за последние пять лет. Также на май 2020 года запланирована премьера спектакля «Собаки Европы», которую Свободный театр покажет в культурном центре «Барбикан» в Лондоне.
В целом в этом году на первый план вышла переводная и детская литература. С лучшими произведениями последней вы можете познакомиться в нашем обзоре за год. Что касается переводов, то отдельно отметим работу издательства «Янушкевіч». Именно благодаря им по-белорусски зазвучали детектив-бестселлер Катажины Бонды, фантастика Ярослава Гжендовича и Анджея Сапковского. Добавим, что в этом году на родной язык наконец-то была переведена книга «Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг.
Да, публикация этих книг кардинально не изменит ситуацию в белорусской литературе. Но, как ни банально это звучит, капля камень точит. Примеры такого литературного подвижничества убеждают, что когда-нибудь ситуация с белорусской литературой может измениться к лучшему.
Музыка. Прорыв «Молчат дома» и зарождение рынка (но только для детей)
Ситуация в белорусской музыке за 2019-й в целом осталась прежней.
— С одной стороны, нет белорусского музыкального рынка как отстроенной системы, которая бы интегрировалась в мировой шоу-бизнес, — говорит музыкальный критик Сергей Будкин. — Белорусский музыкант находится под влиянием российского информационного поля. А государственная система с бесконечными согласованиями мешает отечественным музыкантам. С другой стороны, белорусская музыка развивается чрезвычайно интенсивно и в самых разных направлениях.
На белорусский перевели «Гарри Поттера», а группа «Молчат дома» покорила Европу. В Оперном сменилось руководство, в Купаловский пришел Павел Латушко, а в Академии...