Какие проблемы с речью частые у белорусов и зачем нам скороговорки? Объяснила логопед
27.05.2020 10:02
—
Новости Культуры
|
Помните, как в детском саду с нами то и дело разучивали разные скороговорки? После этого еще всегда находились ребята, у которых получалось лучше, и они хвастались своими умениями быстро произносить фразы о вылавировавших кораблях. Но чем это им помогло во взрослой жизни? И можно ли улучшить дикцию, если тренироваться по скороговоркам в зрелом возрасте? Об этом рассказала логопед высшей категории и миотерапевт Наталья Лабутина. Для чего вообще придуманы скороговорки?Скороговорки (еще их называли в народе «чистобайки») — это славянский народный фольклор. Они придуманы взрослыми для детей как шуточная игра, чтобы быстро, чисто и правильно произносить фразу или стишок, построенный из труднопроизносимых сочетаний звуков или слов. — Скороговорка придумана исключительно для проговаривания вслух, — подчеркивает логопед. — Детские скороговорки короткие: обычно это рифмованные фразы минимум из 4-х слов. Они разнятся по возрасту. Длинные фразы от 7 слов и более, которые могут быть со сложными сочетаниями звуков и слогов, с использованием нечастых в обиходе слов — варианты уже для взрослых. Но почему их обычно разучивают дети?Наталья шутит: все-таки игру придумали взрослые, чтобы потешаться с детьми. Но можно найти и более серьезное объяснение. — Сейчас мы живем в эпоху, где все очень динамично, информационные технологии набрали очень активный рост и утрачена связь и преемственность поколений между людьми. Современные бабушки и дедушки уже не передают или мало используют фольклорный опыт: пестование (самые простые формы игры с младенцем, когда ребенка пеленали, мыли, кормили, мама ему маленькими стишками, приговаривая, доносила о том как он ей нужен), потешки (шуточные песенки, которые сопровождались движениями. Необходимы для привлечения внимания ребенка к речи и общению), сказки с повторяющимся сюжетом, чистоговорки, скороговорки. Чудесно, если в доме активно играют в настольные игры, — отмечает логопед. Речь взрослых более сложная по своей форме. Мы используем, кроме диалога, еще и монолог, и письменную речь, например, при общении в мессенджерах — и необходимо, чтобы дети также пришли к такому уровню развития речи: — Уже к возрасту 6−7 лет речь ребенка считается созревшей во всех ее компонентах. Дальше идет только ее усовершенствование и активный переход от устной формы к формированию более сложных форм речи — письменной, развернутой, монологической речи. На этих умениях речи строится академическое образование на всех ступенях ее развития, начиная от школы и до высших ступеней. Взрослея, мы больше используем монолог, нежели диалог. Например, когда пишем диктанты, сочинения, пересказы, составляем описания чего-либо, отвечаем на экзаменах. Скороговорка в этот ряд «не вписывается»: это более простая, заученная форма. — Она построена на повторении, и работа с такой формой больше подходит детям или взрослым с профессиями, в которых важна работа с голосом и дикцией, — объясняет логопед. — Хотя, конечно, значение этой формы, мне кажется, недооценено. В чем разница между человеком, которому удаются скороговорки, и тем, у кого их произносить не получается?Наталья предлагает сначала разобраться, что такое говорение. Для него важны: — мотивация к речи; — Все эти сложные процессы происходят на уровне головного мозга за доли секунд. Поэтому, если взрослый человек по той или иной причине избегает игры в скороговорки, это может говорить в первую очередь о том, что в детстве он ходил к логопеду. То есть у него есть речевое нарушение, которое в более старшем возрасте уже мало заметно. Или человек не умеет вслушиваться в речь говорящего, имеет слабую речеслуховую память, эмоционально беден, ему трудно удается уловить смысловую нагрузку рифмованного высказывания. Про таких людей говорят, что ум не цепкий. Можно ли, разучивая скороговорку, улучшить эти качества?Логопед уверена: конечно, можно. — Скороговорка — это отличный тренажер не только для чистой и грамотной речи. С ее помощью также обогащается словарный запас, развивается речевой слух. Дополнительно — улучшаются навыки слушания, улавливания интонаций, чувствования смысловой связи между словами, управления своим голосом и дыханием (за счет ритма построения скороговорки). Выходит, скороговорка не только поднимает настроение и избавляет от «каши во рту». Владение своим голосом и речью может раскрыть в человеке определенную харизматичность — его внутреннюю уникальность, которую он потом транслирует миру. — Хочу напомнить, что многие известные актеры — Сильвестр Сталлоне, Энтони Хопкинс, Брюс Уиллис и другие — имели в детстве речевые нарушения и занимались у логопедов. И, думаю, немногие будут спорить со мной, что их немногословность, умение ставить акценты в речи, подавать свой голос завораживают, — добавляет Наталья. Как решить конкретные проблемы с помощью скороговорок?— Я как логопед — миофункциональный терапевт работаю со взрослыми людьми, которые носят брекеты, — поясняет специалист. — Неправильное положение языка в полости рта формирует не только нарушение прикуса — это вторично, а первично — это смазанное межзубное произношение (шепелявость), проглатывание звуков «л» и «р». Также Наталья замечает: у белорусов очень часто встречается нечеткость произношения звуков «ч» и «щ» в сочетании со свистящими и шипящими в одном слове. — Одним из ключевых приемов работы с такой категорией клиентов, которые готовы проработать свою дикцию, являются скороговорки. Приведу пример работы с одной из моих клиенток: у нее была своеобразная щель между передними зубами, которая еще больше усиливала неприятный присвист при произношении свистящих и шипящих звуков. Логопед предлагает схему для тех, кто хочет работать с похожей проблемой самостоятельно (нажмите, чтобы раскрыть инструкцию)1. Сначала проговорите на диктофон скороговорки, которые в конце коррекционных занятий повторите для сравнения успеха. 2. Подберите скороговорки на глухие звуки «с» и «ш». Отрабатывайте по отдельности скороговорки с каждым звуком. 3. Повторите то же самое со скороговорками на звонкие звуки «з», «ц» и «ж». 4. Этот этап более сложный: нужно научиться различать эти звуки в скороговорках в разных слоговых сочетаниях. Начните с использования коротких простых скороговорок, потом наращивайте их длину. Когда станет просто управлять отдельно произношением, нагрузите речь различными движениями, чтением скороговорок с помехами. 5. Далее идет работа над голосом: начиная от шепотной речи до интонационной игры. — Уже через три месяца при систематической работе мы получили результат, который радовал нас обеих, — вспоминает Наталья. — Конечно, вся эта работа строилась на индивидуально составленной программе дыхательных, артикуляционных упражнений для подготовки к описанной выше речевой нагрузке. Клиентка ежедневно выполняла все это дома и на занятиях. Без этого никак. Но думаю, что такую гимнастику должен подбирать специалист, так как нужно четко оценить состояние мышечного тонуса органов артикуляции, определить причину возникшего нарушения и разработать план коррекции, чтобы рутина работы над дикцией и произношением не была статичной, утомительной и с кабинетным эффектом. Логопед предупреждает, что самолечением заниматься не нужно. Попробовать позаниматься по схеме выше можно, но в случае серьезных проблем лучше обратиться к специалисту. Так и здесь: — Только если вы не делаете это исключительно ради интереса, — улыбается Наталья. Посоветуйте скороговорки, полезные взросломуСпециалист предлагает разучивать все-таки простые скороговорки, которые помогут оценить свой уровень слету: — Помните, задача скороговорки — четкость произношения, передача смысловой нагрузки. И не заучивание, а быстрое проговаривание на слух.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вы когда-нибудь задумывались, для чего придуманы скороговорки и нужны ли они взрослому человеку? Мы задали эти вопросы логопеду - получили ну очень любопытные... |
|