"100 дорог TUT": Отечественная капля в белорусском обувном море. 21.by

"100 дорог TUT": Отечественная капля в белорусском обувном море

20.09.2009 08:12 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Программа тотального импортозамещения в обувном секторе вряд ли может быть реализована в скором времени. Согласно статистике, только каждая третья пара обуви, которую носят белорусы, отечественного происхождения. На 70% белорусские ноги обуты в импортную продукцию. При всем желании отечественных сапожников исправить ситуацию им не позволит сделать это недостаток оборудования и специалистов. Об этом команде проекта "100 дорог TUT" рассказали на предприятии "Белкельме".







История компании насчитывает более 20 лет с момента возникновения идеи о строительстве. В 1986-88 годах было принято решение построить четыре одинаковых предприятия по пошиву обуви: в Молдове, Беларуси, Армении и Башкирии. Они должны были обувать весь Союз, потому и были так рассыпаны по всей карте великой и могучей страны. Но воплотиться в жизнь смог только белорусский проект. Предприятия в Молдове и Армении так и не были построены, а предприятие в Башкирии проработало недолго.

"Белкельме" заработало только в 1995 году, когда в Белозерск пришли испанцы. Именно тогда о предприятии узнали по всей стране, а его визитной карточкой стали кожаные черно-белые кроссовки со звериной лапой-отметиной – мечта каждого тинейджера 90-х.



Обувь была особенно ценна тем, что с теплым носком ее можно было носить и зимой, а значит, можно было сэкономить.

Курса на производство кожаных кроссовок, взятого тогда, предприятие держится и сегодня. Здесь считают, что "лучше производить качественные кроссовки, чем распыляться на производство другой обуви". С 1995 по 2007 год белорусское "Кельме" было в большой зависимости от испанских партнеров. Они поставляли в Беларусь сырье для производства спортивной обуви, направляли специалистов и по настройке оборудования, и по контролю над качеством, и по организации производства. На белорусском предприятии даже не было своего конструкторского бюро, все модели разрабатывались в жаркой европейской стране. Туда, к слову, и возвращалась часть готовой продукции. На производственной родине оставалось немного. В испанской истории предприятия белорусскими составляющими обуви были кожа, поролон, шнурки и картонная тара. Но работа на лицензионных условиях вполне устраивала и работников, и работодателей. Испанцы получали качественный товар дешевле, чем если бы он был произведен у них. Белоозерцы получали работу и достойную за нее оплату.











В последние годы в испанской фирме "Кельме" начались проблемы. Со скоростью эха проявились они и в Беларуси. Начались сбои в поставках материалов до нескольких месяцев, простои в работе и, как следствие, проблемы с выплатами зарплат. В ситуации, когда нужно было сделать выбор между длительным ожиданием манны небесной и свободным плаванием, руководство компании выбрало самостоятельность. Предприятие стало называться "Белкельме".











Налаживание полного технологического цикла потребовало времени и финансовых затрат. Но вложенные тогда инвестиции уже сейчас приносят свою прибыль. Компания уверенно чувствует себя сегодня и такой же уверенной видит себя завтра.









Самой большой проблемой на пути становления независимости был кадровый вопрос. На работу тогда брали выпускников университетов и техникумов, тут же обучали их и сейчас взращенными здесь же кадрами гордятся. "Чтобы пошить качественную обувь, а тем более кожаную, нужны профессионалы высокого уровня. И они у нас есть!" – хвастаются на "Белкельме". Коллектив в настоящее время состоит из около 400 человек, из них на производстве заняты 230. Гендерное неравенство налицо: 90% сотрудников – женского пола. Но шьют они в
основном мужскую обувь. Каждый из работников производства выпускает около тысячи пар в год.







При разработке проекта исходили из проектной мощности в два миллиона пар в год. Но в действительности производится здесь 240 тысяч пар – не хватает оборудования для производства запланированного количества обуви. При полной загрузке здесь могут произвести около 330-360 тысяч пар. Однако оборудованию, установленному еще в 90-х, не позволяют работать на износ. Говорят, на момент запуска "Кельме" в Белоозерске установили лучшее по тем временам оборудование во всем Советском Союзе. И сегодня оно устраивает по производительности и качеству своей работы. Хотя обновлять его все же приходится.









Оборудование – особая проблема производителей обуви в Беларуси. На постсоветском пространстве его выпуском не занимается никто, потому как это не имеет смысла: в мире и так делают качественное высокопроизводительное оборудование. Но стоит оно дорого. Потому, например, на "Белкельме" берегут свою технику. Несмотря на то, что пошив кроссовок во многом ручная работа, от техники тоже многое зависит. А ручной характер пошивочной работы подтверждает тот факт, что каждая пара с момента раскройки до упаковки около ста раз проходит через руки работников.









Уход от испанцев не сделал производимую в Белоозерске обувь полностью белорусской. Кроссовки "Белкельме" сегодня – это украинская подошва, испанские стельки и сеточный материал для внутренней отделки и другие иностранные комплектующие. При всем желании использовать только белорусское сырье "Белкельме" не может себе этого позволить: в качественную обувь нельзя вложить, например, некачественную отечественную стельку. Такими на предприятии считают белорусские обувные вкладыши из прессованного картона, который ломается при многократных изгибах и уж тем более рассыпается после первого же намокания. В компании убеждены, что с такими комплектующими невозможно победить в конкурентной борьбе главного игрока мирового рынка – китайскую продукцию. Но все же потягаться с "противником" не боятся. "Если нельзя изменить ситуацию, нужно изменить свое отношение к ней, поэтому сейчас мы ищем общий язык с китайскими производителями, чтобы тоже суметь занять какую-то нишу на европейском рынке", – говорят на "Белкельме" и утверждают, что европейский потребитель будет готов заплатить за качество.





Эту убежденность укрепляют заверения польских партнеров компании в том, что в Европе никто не шьет такой обуви, а также успех белорусских кроссовок на украинском и российском рынках. Это и устойчивое положение компании в Беларуси дают ощущение уверенности, но под постоянным натиском иностранной продукции расслабляться некогда.

Самая трудная задача сегодня – не отстать от моды. А она, как известно, изменчива. Потому взоры здешних конструкторов обычно устремлены к земле: пытливые глаза высматривают, что носит молодежь, какие "фишки" можно применить в отделке, чтобы угодить потребительским вкусам. А чтобы быстро получать замечания о качестве обуви и дорабатывать ее, основными тестировщиками являются сотрудники предприятия и их родственники: "Поносив обувь сами, мы точно знаем, как в ней будет чувствовать себя наш клиент".









При этом в глазах читается желание сказать не просто "наш клиент", а "каждый белорус". Но пока это лишь голубая мечта. И не только на "Белкельме". При емкости белорусского рынка в 30 миллионов пар обуви в год 230 тысяч пар из Белоозерска звучат и носятся лишь маленькой каплей в обувном океане.

* * * 

Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype radiotutby.

* * * 

Читайте по теме "100 дорог TUT":

"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси

"100 дорог TUT": Продолжение следует

Видео "100 дорог TUT": Укрощение гигантов

Фото "100 дорог TUT": Капли солнца



 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Программа тотального импортозамещения в обувном секторе вряд ли может быть реализована в скором времени. Согласно статистике, только каждая третья пара обуви, которую носят белорусы, отечественного происхождения. На 70% белорусские ноги обуты в импортную продукцию.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика