"Время бизнеса": Начинаем свое дело. 21.by

"Время бизнеса": Начинаем свое дело

16.10.2009 11:44 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

О том, как начать собственное дело, какие механизмы существуют, есть ли четкие правила, согласно которым можно открыть свое дело, за что не стоит браться во время кризиса, в эфире еженедельной программы "Время бизнеса" на Радио TUT.BY рассказали руководитель направления развития продаж, заместитель директора консалтинговой группы "Здесь и Сейчас" Дмитрий Исмагулов и старший партнер Юридической группы "Аргументъ" Денис Алейников.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

 
Насколько оправданно в условиях кризиса открывать какой-либо бизнес?
 
Дмитрий Исмагулов (Д.И.): Если говорить о бизнесе, то лучшим вдохновением для открытия своего дела являются успешно пережитые предыдущие кризисы. Многие успешные компании, в том числе, и Microsoft, стартовали именно во время кризиса, который открывал определенные возможности. Нашим слушателям я бы рекомендовал относиться к кризису двояко: есть негативные последствия, а есть и позитивные, которые могут сыграть нам на руку. Кризис открывает эти возможности, и наша задача – понять их и правильно воспользоваться.
 Есть компании и предприниматели, которые радуются тем возможностям, которые им предоставил кризис. Снизились пороги вхождения в новые бизнесы, что не может не радовать.
 
Многие люди, которые не вели свое дело, не знают, в какую сферу им обратиться. На что стоит обратить внимание, чтобы попасть в хороший поток?
 
Д.И.: Прежде всего, нужно понимать, что поменялось поведение потребителей. Не секрет, что многие стали совершать меньше покупок, снижать суммы затрат на отдых, на приобретение предметов роскоши. Покупатель стал осторожным и ориентируется на более доступные, более дешевые, но при этом качественные товары в любых отраслях. Сейчас больше всего выиграли те компании и предприниматели, которые ориентируются не на что-то новое, а на восстановление, ремонт и обслуживание уже существующего. В частности, с облегчением вздохнули продавцы автомобильных запчастей, предприниматели, которые занимаются ремонтом мебели. Учитывая то, что сегмент премиум-класса сократился, покупатели ищут качественные и более доступные решения.
 
За что вообще не стоит браться во время кризиса? Какое дело стопроцентно может стать проигрышным?
 
Д.И.: Как минимум, однозначно станет проигрышным непросчитанное дело. Основная ошибка предпринимателей, которые сейчас открывают свое дело, - это полагание на интуицию. Половина компаний не доживает до первого года своей жизни. В ситуации кризиса, когда и без того существует масса опасностей и не хватает свободных денежных средств, возникает сильная угроза. Нужно понимать, что прежде чем компания начнет получать доходы, будет серьезный разрыв в необходимых платежах, которые нужно будет осуществлять: за аренду помещения, зарплату сотрудникам, закупку сырья. Многие предприниматели, видя возможные перспективы, не считают деньги, которые им нужно выплачивать уже сейчас.
 
 Поэтому, прежде чем начать свой бизнес, нужно все просчитать, выстроить финансовую и маркетинговую модель. Но к этому приходят, как правило, те, кого уже "били", тот, кто понимает, как нужно правильно относиться к бизнесу. Многие пробуют на своих ошибках, выживают счастливчики.
 
Какая сфера бесперспективна сейчас?
 
Д.И.: Я бы сказал, что сейчас во всех направлениях наблюдается некая динамика роста. Но здесь возникает вопрос: либо мы на самом деле выходим из кризиса, либо мы всего лишь подходим ко второй его волне. В любом случае, сейчас идет рост в строительной сфере, в производстве материалов, в высоких технологиях, в продажах автомобилей. Это говорит о том, что первая пугающая стадия кризиса пройдена, и начинается развитие.
 
Стоит ли вообще открывать какое-либо дело в нашей стране? Насколько безнадежна эта затея?
 
Д.А.: Есть понятие "открывать свое дело", который подразумевает наличие просчитанного бизнес-плана, и есть понятие "зарегистрировать организацию или предприятие".
 
 Сейчас зарегистрировать организацию или предприятие у нас предельно просто. Даже Всемирный банк отмечает, что по простоте вхождения в бизнес мы на сегодняшний день занимаем седьмое место в мире. У нас нужно всего лишь шесть дней для организации бизнеса "под ключ". И это на самом деле близко к реальности: по нашему опыту за шесть-семь дней действительно можно выполнить все необходимые процедуры. Регистрация проходит за один день, постановку на учет осуществляет сам регистрирующий орган по принципу "одного окна". После этого необходимо только открыть счет в банке. Юридическая процедура организации бизнеса максимально упрощена.
 
Как отреагировало бизнес-сообщество на такое существенное упрощение процедуры регистрации предприятий? Все тут же ринулись открывать собственное дело?
 
Д.А.: На старте нововведений действительно было отмечено, что количество людей, обратившихся в регистрирующий орган, резко возросло. Но в то же время, я полагаю, сильно упало качество самих учредительных документов: этому способствовал переход от разрешительной системы регистрации, которая существовала раньше, к заявительной. Если раньше исполком проверял поданные документы на соответствие законодательству, то сейчас никто ничего не проверяют, а сразу же ставят штамп о регистрации на документах. Менталитет наш славянский подсказал многим гражданам такой подход – если не проверяют, то и самим читать их особо нечего и юристам показывать. При этом мало кто из предпринимателей обратил внимание на то, что с этого года изменилась и ответственность за создание предприятий с нарушениями законодательства. Нормативные предписания говорят о том, что в случае регистрации субъектов хозяйствования на основании "заведомо ложных сведений" регистрация таких предприятий признается недействительной по решению хозяйственного суда, а доходы, полученные за весь период деятельности такого предприятия (с момента создания), взыскиваются в бюджет. При этом, в зависимости от величины доходов, руководители и учредители могут привлекаются к административной либо к уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.
 
Интересно и толкование термина "предоставление заведомо ложных сведений". Этот термин был уточнен специально для процедуры регистрации, и теперь под ним понимается предоставление в принципе недостоверных сведений, имеющих существенное значение для принятия решения о регистрации.
 
На практике, когда учредитель приходит в регистрирующий орган, он заполняет заявление о том, что гарантирует соответствие учредительных документов законодательству, соблюдение установленного порядка регистрации, и обязуется нести за это ответственность. Т.е. формально если какие то положения устава окажутся впоследствии не соответствующими законодательству можно сразу ставить вопрос об ответственности.
 
Полагаю, если бы каждый учредитель знал, об этом, то наверное не полонился бы сходить к юристу. Наше правосознание таково, что нет привычки обращаться к юристам, если что - то можно сделать на халяву то многие считают за хороший тон делать на халяву, например, скачать устав из интернета и, не проверив его у специалиста, ставить свою подпись в регистрирующем органе. Но на самом деле халявы тут нет – если в итоге устав из интернета окажется неправильным – человек рискует всем.
 
Такая процедура, которая сейчас применяется у нас, считается прогрессивной в мире и используется во многих развитых странах. Но в условиях нашего менталитета и правовой культуры она, черевата непредсказуемыми последствиями. Начинающие бизнесмены ведущих мировых держав понимают, что, прежде, чем сделать любой бизнес-шаг, все документы должны быть проверены и подписаны юристами. Там другая правовая культура. Они никогда ничего не сделают без юриста. В таких условиях система регистрации гармонично работает, государство знает, что в процессе создания компании ничего проверять в принципе не нужно – все готовят юристы по стандартным образцам. У нас же каждый сам себе юрист. Я думаю, славянам такая свобода вредна. Нам необходима разумная мера государственного контроля для нашего же блага.
 
Когда исполком проверял эти учредительные документы, ни у кого проблем не было. Все были уверены, что предприятие зарегистрировано правильно. Сейчас никто ни в чем не уверен, никого исполком не проверяет, и никого это не тревожит. А это накапливающаяся проблема. В нормативных актах написано, что проверять учредительные документы на предмет соблюдения требований законодательства могут практически все контролирующие органы. Какая будет практика – предстоит увидеть.
 

Почему лучше открывать свое дело именно сейчас, пока кризис еще не закончился?
 

Д.И.: В период кризиса происходит перераспределение рынка. Клиенты ищут более дешевые и доступные предложения. Устоявшие компании теряют своих постоянных клиентов. Именно в этот момент клиент наиболее восприимчив к новым решениям, поэтому сейчас предприниматель может с большей легкостью занять свою нишу на рынке. Когда кризис закончится, все займут свои места, рынок станет плотным, и войти в него будет очень непросто.
 
Кризис дает возможность изменений и необходимый для развития толчок.
 
Кроме того, на многих рынках снижается порог вхождения. Основные средства, инструменты, персонал становятся более доступными с точки зрения их приобретения и оплаты труда. Это значительно облегчает процесс вхождения в бизнес.
 
Поэтому те предприниматели, у которых есть идея, есть план и стартовые возможности, не воспользовавшись кризисом, могут потерять свой звездный шанс. Кризис закончится, мы выйдем на новую фазу стабилизации и начнутся новые трудности. Если в начале кризиса люди жалели о том, что не могут себе позволить что-то приобрести, то после него люди будут жалеть о том, что не воспользовались прекрасным моментом и не открыли собственное дело.
 

Где взять стартовые возможности? Предусмотрены ли какие-то льготные кредиты для начинающих предпринимателей? На каких условиях они выдаются?
 
Д.А.: Эти вопросы, скорее, к банкам. Что касается ниш бизнеса, для которых нормативными актами предусматриваются льготные кредиты, можно отметить Декрет Главы Государства о развитии придорожного сервиса. Согласно этому нормативному акту, банкам предложено выдавать льготные кредиты лицам, которые хотят заниматься развитием инфраструктуры придорожного сервиса. По кредитам в белорусских рублях предусмотрена ставка в размере двух третей ставки рефинансирования Национального банка, по кредитам в иностранной валюте в размере 8% годовых. Потери от низких ставок компенсирует банкам Государство.
 
Для экономии стартового капитала стоит обратить внимание на виды бизнеса, по которым государством предоставляются преференции, налоговая и иная поддержка. Например, предпринимателям развивающим инфраструктуру придорожного сервиса предоставляются достаточно серьезные налоговые преференции: это освобождение от уплаты налога на прибыль по доходам объектов придорожного сервиса в течение пяти лет с даты введения их в эксплуатацию.
 
То есть, сейчас выгодно открывать бизнес, подпадающий под низко налоговые режимы.
 
На сегодняшний день у нас есть очень много ниш с льготным налогообложением: это и парк высоких технологий, это и инфорпарк, это и шесть СЭЗ, это и сельские населенные пункты (Декрет № 9), это и города с численностью населения до 50 тысяч человек (Декрет №1) и т.д. Я думаю, создавать бизнес нужно именно там и использовать налоговые преимущества на стартапе, потому что налоговые и прочие сборы на стартапе не только притормаживают, но порой и убивают те ростки бизнеса, которые пытаются посадить начинающие предприниматели.
 
Д.И.: Что характерно, многие сталкиваются с ними уже по факту открытия предприятий и компаний, и многие не доживают до момента отдачи своего финансового бремени.
 
Перед открытием бизнеса нужно понять, чем наша идея будет уникальна. Многие начинающие предприниматели проявляют интерес к строительному бизнесу и открытию сетей продуктов питания или точек общепита. Я понимаю ход мысли: есть и где-то жить хочется всегда, и в кризисное время тоже. Поэтому люди и пытаются затронуть две базовые потребности. При этом, если говорить по поводу общепита, те объекты, которые предоставляют услуги класса премиум и среднего сегмента, потеряли до 40-50% от объема продаж под влиянием кризиса. Точки же, которые предоставляют услуги для низшего ценового сегмента, потеряли до 10% - можно делать выводы. Немаловажную роль играет и место, где будет располагаться точка общепита: никто не открывает рестораны в спальных районах.

Поэтому люди, которые хотят открыть объекты в области общественного питания, должны понимать уникальность своей идеи, просчитать маркетинговую идею, найти свой рынок.
 
Планы Беларуси в области строительства на следующий год уменьшились на 1 млн кв.м, но все равно планы амбициозные и работы хватит на всех. Однако при этом будут выигрывать крупные подрядчики, который смогут выполнить большие объемы работ.
 
Для предпринимателей, которые хотят открыть маленький семейный бизнес, я бы посоветовал обращать внимание именно на уникальность. Можно заниматься отделочными работами. У нас есть пример, когда команда взялась за предоставление услуг по производству и установке строительных систем и накрытию крыш частных домов, но основные заработки у них состоят в ремонте крыш после неумелого накрытия их другими. При этом их цены и сроки выполнения работ гораздо более выигрышные, чем предлагают другие. Это уникальность предложения, которое будет востребовано в кризисные времена.
 

В какой форме лучше создавать бизнес: УП, ЗАО, ООО, ОДО?
 
Д.А.: Если речь идет о малом и среднем бизнесе, я думаю, нужно исходить из количества участников и целей открытия бизнеса. Одному человеку необходимо создавать унитарное предприятие, а если собирается коллектив до пятидесяти человек, то это общество с ограниченной ответственностью. Если вы хотите распространять акции по открытой подписке, то лучше всего вам подойдет открытое акционерное общество.
 
Открывать ЗАО сейчас я не вижу никакого практического смысла, поскольку для этого требуются дополнительные регистрационные процедуры – регистрация акций, а преимуществ практически никаких нет. Одно из коренных отличий ЗАО от ООО состоит в том, что невозможно выйти из этого хозяйственного общества. Если вам надоело участвовать в ООО, можно просто принести заявление о выходе партнерам, и партнеры сами внесут необходимые изменения в учредительные документы и должны будут выплатить долю. Для выхода из ЗАО нужно кому то продать свои акции либо участникам этого бизнеса, либо третьим лицам, либо обществу. В кризис это дополнительная сложность.
 
ОДО, на мой взгляд, нужно вообще исключить из Гражданского кодекса – это абсолютно лишняя форма, которая отличается от ООО только дополнительной - субсидиарной ответственностью учредителей в размере 50 базовых величин. Если говорить о настоящей субсидиарной ответственности, то она в силу закона одинакова для всех организационно-правовых форм. В 52 статье Гражданского кодекса сказано, что если банкротство юридического лица повлечено действиями (бездействием) учредителей, директором, иными лицами, которые имеют право отдавать обязательные распоряжения в отношении такого общества, то они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по его долгам в полном объеме.
 
Многие полагают, что можно некорректно вести бизнес, потом выйти из общества, а все долги будут "прощены" в процессе банкротства. Но с июля этого года действует норма, по которой к субсидиарной ответственности могут быть привлечены любые лица, в том числе и учредители, которые уже потеряли правовую связь с данным хозяйственным обществом и вышли из него. Вообще привлечение к субсидиарной ответственности возможно в течение десяти лет с момента возбуждения дела о банкротстве. Общество может быть признано банкротом, может быть ликвидировано, но в течение десяти лет грамотные юристы ваших кредиторов могут найти вас и привлечь к субсидиарной ответственности личным имуществом по долгам такого общества. Я думаю, ни о какой субсидиарной ответственности в 50 базовых всерьез говорить не стоит, и выделять для этого специальную организационно-правовую форму типа ОДО смысла нет. Фактически учредители и ООО и ОДО и УП и т.д. одинаково подвержены риску субсидиарной ответственности в неограниченном размере.
 
В начале кризиса некоторые организации столкнулись с тем, что их деятельность стала если не убыточной, то неприбыльной. Если компания хочет кардинально сменить вид деятельности, куда нужно идти и что регистрировать? Нужно ли вообще перерегистрировать деятельность?
 
Д.А.: Это вопрос бизнеса, а не права. Если вы хотите сменить вид деятельности, не нужно вносить изменения в учредительные документы. В учредительных документах необязательно указывать все виды своей деятельности, и менять их можно совершенно свободно. Не нужно ничего перерегистрировать. Если вы хотите сменить бизнес, обратитесь к бизнес-консультантам, чтобы определить, какие нишевые бизнесы сейчас "пойдут".
 
Куда обратиться человеку "с нуля"? Где научат и расскажут порядок регистрации, правила уплаты налогов и так далее?
 
Д.А.: У нас есть бизнес-инкубаторы и центры поддержки предпринимательства. Если человек не хочет сильно тратится на оказание юридических услуг, то можно обратиться в такие центры и получить первичную информацию.
 
Помогут ли в создании и ведении личного дела книги авторов Роберта Киасаки, Брайана Трейси, Дональда Трампа, ведь они написаны иностранцами? Какие книги или источники вы можете посоветовать человеку для организации собственного дела, с экономикой никак не связанного?
 
Д.И.: Американцы тоже переживали свои кризисы, и в своих трудах они описывают то, как они из них выходили. Можно ругать Траута за то, что он не обновляет свои труды, но до сих пор он говорит, что нужно отстраиваться и позиционироваться, и мы это делаем. Если вам не симпатична эта модель, можете поискать ту, которая вам больше подойдет. Но если вы хотите проникнуться духом предпринимательства, почитайте "Золотой теленок" и "Двенадцать стульев" - это очень хороший учебник, чтобы понять, как действовать в сложных условиях, и, главное, адаптированный под наши реалии. Книга – это инструмент, и вы вправе выбрать тот, который вам подходит больше всего.
 
Как человеку, который только собирается заняться бизнесом, оценить степень конкуренции в той сфере, в которой он собирается работать?
 
Д.И.: Один из самых простых способов – построить карту позиционирования товара. Возьмите лист бумаги, разделите его на четыре половины по шкалам "Цена" и Качество. Всех игроков попытайтесь разделить на четыре поля и посмотрите, кто предлагает более качественные услуги и более дорогие, менее качественные и менее дорогие. Вы даже визуально сможете оценить поле, которое занято меньше всего. Вам туда.
 
Д.А.: А лучше всего обратиться к бизнес-консультантам и просто купить соответствующий отчет по соответствующей отрасли.
 
Как оценить степень рисков будущего бизнеса, прежде, чем его открывать?
 
Д.И.: Бизнес-планы никто не отменял. Необходимо самостоятельно просчитать технологии и операции, которые вы будете предпринимать, основные средства, которые вы будете закупать, просчитать все суммы выплат, которые вам необходимо будет сделать, в том числе по продажам, производству, операционным расходам, возможным штрафам и конфискациям. После этого посчитайте, за какое время вы окупитесь. Рекомендую не рассчитывать на то, что в первый год вы выйдете на окупаемость вашего бизнеса: как правило, бизнес-планы формируются на три-пять лет.
 
Но лучше всего перестроить свою психологию и сознание и обратиться за помощью к специалистам: они имеют большой опыт составления бизнес-планов, владеют технологиями, которые позволяют просчитать возможные риски.
 
Каков процент малых бизнесов, которые достигли успеха с первого открытия?
 
Д.И.: Первый год переживает половина. Большинство предприятий за первый год работы не выходят даже в ноль, не говоря уже о прибыльности предприятий. Показателен европейский опыт: из вновь организуемых малых предприятий через 3 года остается 7-8 %, через 5 лет - не более 3 %.
 
Каковы наиболее частые ошибки начинающих предпринимателей в управлении бизнесом?
 
Д.И.: Нужно обратить особое внимание на ментальность: при открытии собственного бизнеса многие думают не как клиент, а воспринимают себя как поставщика услуг или продукта. При этом размышлять на языке рынка могут немногие. Большинство предпринимателей открывают бизнес имея идею и возможности. Они начинают пробовать, и только после этого смотрят, как их воспринимает рынок. Прежде чем открывать новый бизнес, необходимо произвести первичную оценку того, насколько ваши услуги будут востребованы. Можно привлекать экспертов из этой области или тех людей, которые открывали что-то подобное: они подскажут, на что нужно обратить внимание. Можно привлекать консультантов, которые исследуют рынок и подготовят бизнес-план. Можно смотреть, как подобные бизнесы развиваются в соседних странах. В любом случае, при наличии идеи, нужно оценивать действия потребителя, который будет платить вам деньги.
 
Другие ошибки более фатальны, они связаны с юридическим законодательством, с подготовкой учредительных документов, с маркетинговой и кадровой политикой, с технологией продаж.
 
Можно ли в нашей стране взять кредит под бизнес-план либо под приобретаемое оборудование и имущество для открытия предприятия?
 
Д.И.: Раньше, когда банки имели возможность оценивать риски от бизнес-плана и вкладывать их в развитие, это существовало. Сейчас, во время кризиса, банки минимизируют свои риски и сокращают кредитную политику, от чего большинство предпринимателей даже серьезных бизнесов испытывают серьезный дефицит кредитных средств для развития уже существующего дела. При открытии нового бизнеса необходимы очень серьезные гарантии для того, чтобы банки предоставили эти кредиты.
 
Д.А.: С точки зрения поиска финансирования и оптимальной позиции для стартапа бизнеса, я бы предложил искать иностранных партнеров, хотя бы в ближнем зарубежье. Сейчас трэнд на поддержку иностранных инвестиций, предоставляются определенные льготы, например по ввозу в страну технологического оборудования без растаможки, как вклада в уставный фонд. Если вы способны объяснить своему иностранному партнеру, зачем нужен ваш бизнес, то, апеллируя к тренду на поддержку иностранных инвестиций, с кем-то из иностранцев договорится проще, чем с кем-то из отечественных банкиров. Для того, чтобы зарегистрировать предприятие с иностранными инвестициями, необходимо объявить уставный фонд минимум с 20-ю тысячами долларов иностранного капитала. Даже для восточноевропейских партнеров это не такие большие деньги.
 
Есть ли смысл во время кризиса становиться дилером крупного японского бренда?
 
Д.И.: До кризиса многие крупные производители были вне доступа для предпринимателей. Если крупный производитель вдруг сделал вам подарок судьбы и предложил вам представлять его интересы в нашей стране, то, конечно, отказываться не стоит. Если это какой-то новый неизвестный бренд, за представление которого никто не борется, то стоит подумать о перспективах развития популярности этого продукта в период кризиса.
 
Можно ли начать свое дело, не имея никаких средств, кроме опыта работы менеджером по сбыту, головы и ног?

 Д.А.: Можно. Станьте юристом.
 
 Человек основательно решил заняться рекламной деятельностью, а именно размещением рекламных щитов на автомойках и шиномонтажах. Как вы считаете, перспективен ли такой бизнес в небольшом городке?
 
Д.И.: Если вы хотите зарабатывать деньги размещением рекламы на таком специфическом рынке, как шиномонтаж и автомойки, это будет уместно только лишь в том случае, если вы будете привлекать производителей сопутствующих материалов, тех, кто будет продавать колеса и запчасти. Но не уверен, что это будет эффективно работать в маленьком городке: скорее всего, поток заказчиков будет настолько узким, что постоянно зарабатывать на этом деньги будет сложно.
 
Д.А.: В моем понимании, в маленьких городках наиболее оптимально развивать именно производственный бизнес, потому что есть серьезная господдержка и налоговые льготы. Проблема одна – работать некому.
 
Какие советы можно дать людям, которые надумали открывать свой бизнес?
 
Д.А.: Если вы не знаете, зачем открывать бизнес, то лучше его не открывать. Войти в бизнес можно за шесть дней, а выйти – порядка полгода. Вступая в бизнес и занимаясь им, нужно быть уверенным в каждом документе, который исходит от вас, за вашей подписью и в рамках вашего бизнеса. Именно там, как впоследствии оказывается, зарыты основные убытки и личные потери.
 
Д.И.: Я бы посоветовал моделировать свой бизнес. Когда мы готовим решения для наших клиентов, иногда сами удивляемся, как от изменения структуры работ, технологии и основных средств меняются и сроки выхода на прибыль, и затраты, которые нужно понести.

Партнер программы



 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
О том, как начать собственное дело, какие механизмы существуют, есть ли четкие правила, согласно которым можно открыть свое дело, за что не стоит браться во время кризиса, в эфире еженедельной программы "Время бизнеса" на Радио TUT.BY рассказали руководитель направления развития продаж, заместитель директора консалтинговой группы "Здесь и Сейчас" Дмитрий Исмагулов и старший партнер Юридической группы "Аргументъ" Денис Алейников.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика