"Эрнст энд Янг": Правительству надо загарпунить двух-трех именитых инвесторов. 21.by

"Эрнст энд Янг": Правительству надо загарпунить двух-трех именитых инвесторов

12.11.2009 14:58 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Готовы ли белорусские предприятия к приватизации? Что нужно, чтобы инвесторы устремились в Беларусь? Как работает Консультативный совет по иностранным инвестициям и как приживаются в стране стандарты МСФО? Об этом и многом другом в эфире радио Радио TUT.BY рассказал директор белорусского офиса компании "Эрнст энд Янг" Павел Лащенко. 
 
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Чем занимается "
Эрнст энд Янг" в Беларуси?
 
Белорусский офис фирмы был открыт в 2000 году, а работаем мы в Беларуси с 1994 года. Мы сопровождали пилотный проект по программе TACIS "Приватизация в Республике Беларусь".
 
После открытия офиса в 2000 году основным видом деятельности стал аудит по международным стандартам аудита и финансовой отчетности. В последнее время мы много внимания уделяем вопросам налогового и правового консультирования. Среди наших клиентов - Национальный банк Беларуси, пятерка крупнейших банков: "Беларусбанк", "Приорбанк", "Белвнешэкономбанк", "Белинвестбанк", "ВТБ-Беларусь", ряд других средних и небольших банков. Основная специализация офиса - проведение международного аудита отчетности по МСФО.
 
Какова ваша роль во взаимоотношениях между МВФ и Нацбанком?
 
Мы семь лет выступаем в роли аудитора Нацбанка Беларуси. В этом году произошла ротация, и с 2010 года там будет работать другой аудитор.
 
Когда МВФ стал работать по программе stand by с правительством Беларуси и Нацбанком, возникло два вопроса: финансовая отчетность Нацбанка, составленная по международным стандартам финансовой отчетности, и оценка эффективности системы внутреннего контроля, а также оценка ряда количественных показателей, которые определены в соглашении между правительством, Нацбанком и МВФ в рамках программы stand by.
 
Каждый квартал мы делаем отчет по согласованным процедурам для руководства Нацбанка о величине чистых международных резервов и внутренних активов, и, по сути, подтверждаем правильность расчета золотовалютных резервов страны на ежеквартальной основе. Этот отчет потом передается миссии МВФ.
 
12-13 ноября проходит Инвестиционный форум и Шестое пленарное заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям. Какое участие вы будете принимать в этих мероприятиях?
 
Мы выступаем в роли официального координатора со стороны иностранных инвесторов, работающих в Беларуси. Этот Консультативный совет - своего рода наше ноу-хау: мы являемся координатором Консультативного совета в России, Казахстане, Украине. Здесь Консультативный совет был создан в 2001 году при непосредственном участии Министерства иностранных дел и Минэкономики. Мы провели уже пять пленарных заседаний под председательством премьер-министра, включая два последних под председательством Сергея Сидорского. Интерес к данному мероприятию достаточно высок: мы ожидаем делегации из 47 стран, зарегистрировано более 600 иностранных участников. Кроме того, это пленарное заседание совмещено с Белорусским инвестиционным форумом, аналог которого проводился в прошлом году в Лондоне.
 
Вы - лидер по обслуживанию банковского сектора. Как чувствует себя сейчас банковская система Беларуси?
 
Действительно, мы обслуживаем 60% банковских активов Беларуси, оказываем аудиторские и консультационные услуги Нацбанку. Что касается банковского сектора, то, я полагаю, в Беларуси не все так плохо, как у наших соседей. Я недавно вернулся из Украины, где аудировал крупнейшие украинские банки, поэтому кризис проходил у меня на глазах. Полагаю, что степень токсичности активов либо качество кредитного портфеля, безусловно, ухудшается, но не так, как у стран-соседей. Я не исключаю, что в ближайшее время, возможно, в течение года, возникнет вопрос о докапитализации как частных, так и государственных банков.
 
Правильно ли делают некоторые банки, которые планируют эту докапитализацию проводить с помощью слияния?
 
Это вопрос спорный, так как нужно понимать, что ты покупаешь, провести диагностику. Ты можешь за живые деньги купить плохой актив, и капитализация не улучшится, как и качество кредитного портфеля. Я не думаю, что сейчас можно говорить о слияниях и поглощениях со стороны средних и небольших банков.
 
Не думаю, что докапитализация примет массовый характер. Скорее, речь будет идти о неких отсрочках и индивидуальных программах докапитализации мелких банков.
 
Уже год все беседы с экспертами не обходятся без вопросов про кризис. Когда же он кончится и возобновится рост? Как вы оцениваете вероятность вторых и последующих волн?
 
Я полагаю, что пророка в этом вопросе нет. Наша компания затягивает пояса и сокращает расходы на следующий год. Более 33% наших респондентов из числа топ-менеджеров 180 компаний по миру считают, что произойдет некий рост уже в июле 2010 года, 37% считают, что он произойдет в первой половине 2011 года.
 
По моим личным ощущениям, кризис задел Беларусь не в такой мере, как другие страны. Доля внешнего долга у субъектов хозяйствования Беларуси была не такой высокой. Безусловно, административный рычаг и ресурс сыграл свою роль: все работали в одном направлении, поэтому последствия кризиса оказались для нас не такими серьезными. Тем не менее, мы нацелены на экспорт, на производителя, и если речь идет о сокращении 40% товарооборота с основными торговыми партнерами, то радужных перспектив в следующем году я не вижу.
 
Возникает вопрос о том, что будет с качеством кредитных портфелей тех банков, которые плотно завязаны на государственных предприятиях. Возможно, с ними возникнет вопрос о докапитализации.
 
Что касается второй или третьей волны кризиса, то я не думаю, что она придет к нам напрямую. Если она придет, то через наших основных торговых партнеров и соседей - Россию, Украину. Если падение продаж будет продолжаться, то, безусловно, мы это почувствуем.
 
Сможем ли мы как-то к этому подготовиться заранее?
 
Я бы не был так оптимистичен, но нужно держать нос по ветру.
 
Можно ли уже судить об эффективности и достаточности шагов правительства по либерализации экономики?
 
Если судить по мировым рейтингам, о которых все любят говорить в последнее время, то успех очевиден: мы со 129 места в 2007 году поднялись до 58. Сейчас стоит задача попасть в 30-ку.
 
Но что касается эффективности, то пока не придут два-три знаковых инвестора, которые рассказали бы мировому бизнес-сообществу о том, что здесь происходит и что здесь можно работать, то об эффективности принятых мер говорить рано. Инвестиции - это доверительный разговор, в котором крайне важен обмен мнениями. МВФ говорит о том, что у правительства Беларуси либо у Нацбанка должен появиться независимый признанный консультант в части сопровождения либо проведения сделок, которому доверяет мировое сообщество. Это второй фактор успеха.
 
Так ли сложно зацепить пару-тройку именитых инвесторов, чтобы потом они рассказали мировому сообществу о Беларуси? Или такая задача не ставится?
 
Я думаю, что задача "загарпунить" пару инвесторов пока не стоит. В этой части в целом заявлено о либерализации, об ускорении приватизации, но точечно задача не решается, хотя есть комплекс мер, которые нужно принимать во внимание.
 
Какие необходимые с вашей точки зрения меры по либерализации экономики еще не приняты правительством?
 
Я бы не стал комментировать конкретные шаги, пока они еще не приняты правительством. Есть ряд вопросов, которые до сих пор вызывают недоумение у иностранных инвесторов, которые работают или хотят работать на рынке.
 
Можно говорить о системе налогообложения. Инвесторы платят деньги и должны понимать, что с ними происходит. Кроме того, всегда рассматривается вопрос прибыльности проекта в плане доходности вложений. В Беларуси количество налоговых баз и периодичность платежей несравнимо с другими странами: мы платим не одни, не два, а целый ряд налогов, начиная с платежей от фонда заработной платы, транспортных сборов, налога на недвижимость и так далее.
 
Идет ли какой-то диалог для того, чтобы выработать пути решения этой проблемы?
 
Диалог идет. Если говорить о Консультативном совете, вопрос об оборотных налогах возник еще в 2002 году. Сейчас достаточно актуальный вопрос об отмене тарифной сетки для негосударственных компаний: необходимо приводить эту сетку в соответствие с размером заработной платы. Это всегда вызывает недоумение по поводу того, почему размер заработной платы регулируется государством для негосударственных структур.
 
Что еще в Беларуси надо поменять для того, чтобы страна стала привлекательной в глазах иностранного инвестора? Могут ли преференции, данные по Декрету № 10, "зацепить" иностранного инвестора?
 
Преференции мы уже проходили, и я не думаю, что вопрос в них. Я полагаю, что привлечение инвестиций - это достаточно тяжелый квалифицированный труд, и специалистов необходимого уровня в Беларуси недостаточно, прежде всего, на правительственном уровне. Складывается ощущение, что инвестора до сих пор зовут заниматься собирательством и охотой, хотя он давно уже привык видеть "инвест-проект" в правильной упаковке. Я по роду своей деятельности достаточно часто сталкиваюсь с чиновниками, и у меня вызывает откровенное недоумение ситуация, когда люди рассуждают о международных стандартах финансовой отчетности, не понимая, о чем они говорят, не понимая сути вопроса, не имея знаний. Поэтому общение с чиновниками вызывает некое отторжение у инвесторов: они говорят на разных языках. Необходимо получать знания, которых у нас катастрофически не хватает, потому что при разговоре о международных стандартах оценки и аудита хотелось бы, чтобы тебя понимали.
 
Крайне важно, чтобы чиновники выполняли свою функцию, могли принимать решения и брать на себя обязательства, а не оставлять вопросы нерешенными. Для Беларуси это даже не вопрос, а целая проблема.
 
Беларусь декларирует готовность к приватизации и продаже пакетов акций предприятий реального сектора. Есть ли в Беларуси активы, реально готовые к продаже? Насколько широко внедрены международные стандарты финансовой отчетности, каково качество аудита? Не преждевременно ли говорить о готовности к масштабной приватизации?
 
Во время Инвестиционного форума в первый день будет проведен круглый стол "Приватизация в Беларуси. Когда?". Пройдет ряд встреч с правительством, премьер-министром по поводу приватизации.
 
Я хотел бы обратить внимание на два фактора в вопросе о приватизации. Первый - это объективная готовность предприятия и самой инфраструктуры страны. В рамках соглашения по stand by правительство и Нацбанк приняли на себя обязательства соблюдать ряд критериев, в том числе и структурных: подготовить закон о приватизации, создать Агентство по приватизации, которое создаст необходимое для работы правовое поле. Я полагаю, что пока такое агентство не будет создано, процесс масштабной приватизации не начнется.
 
Последние комментарии председателя Госкомимущества, господина Кузнецова, говорят о том, что закон будет отправлен на доработку. Что касается указа президента о создании агентства, то до конца ноября его стоит ожидать.
 
У большинства белорусских предприятий с государственной долей собственности нет той визитной карточки, которая дала бы инвестору понять, кто перед тобой: финансовую отчетность по МСФО, проаудированную признанным аудитором. По этому пути государство пока не пошло, поэтому о готовности предприятий к приватизации, за исключением некоторых секторов, говорить не приходится.
 
Немаловажно также и мнение главы государства о цене вопроса и о соцпакете, который должен присутствовать, если речь пойдет о приватизации крупного государственного актива. Если вспомнить абсолютно все сделки по продаже государственного имущества, мнение главы государства было если не определяющим, то очень существенным.
 
Эти факторы нужно принимать во внимание, и скорой знаковой приватизации я бы не ожидал.
 
Когда возможно первое белорусское IPO?
 
Полагаю, что наибольшая готовность - у банковского сектора, и если говорить о сроках, то это, скорее, произойдет в 2012-2013 годах. Банковский сектор, наряду с составлением необходимой отчетности по международным стандартам, готов быть прозрачным с точки зрения корпоративного управления, системы управления рисками, по целому ряду аспектов, которые необходимо принимать во внимание. Если говорить о других отраслях, то, возможно, с точки зрения индустриальной направленности, были бы более интересными другие сектора экономики, но с точки зрения технической готовности банковский сектор стоит на первом месте.
 
Как вы оцениваете качество менеджмента в Беларуси? По уровню менеджмента это европейская страна?
 
У каждой компании есть свое позиционирование на рынке. Компания "Эрнст энд Янг" не самая большая компания по количеству сотрудников, но мы успешно конкурируем в своей доле рынка. Мы принципиально нацелены на банковский сегмент и на работу с частными компаниями. Мне важно работать с собственниками, объяснять, что мы продаем. Клиент должен видеть ценность нашего продукта, и мы готовы дальше сопровождать сделку по приводу стратегического или портфельного инвестора. Люди чувствуют, что контролируют свой бизнес, понимают, что такое МСФО, во что они вкладывают свои деньги. Поэтому в этих сегментах рынка можно говорить о европейском уровне менеджмента.
 
Если говорить о государственных структурах, кроме Нацбанка, с которым мы работаем уже семь лет, я бы сказал, что людям нужно повышать уровень своего образования, если речь идет о серьезном диалоге с западным инвестором. Нацбанк самый прогрессивный государственный институт в нашей стране с точки зрения менеджмента и сотрудников.
 
Какие отрасли в Беларуси имеют наибольший потенциал? Традиционно в лидерах банковская система и нефтехимия - не изменил ли кризис эти оценки?
 
Наша банковская отрасль оказалась одной из наиболее устойчивых в мире в силу компактности, величины внешних долгов, менеджмента в банковском секторе. До кризиса на IPO выходил финансовый сектор и добывающая отрасль. Нефтехимия - это знаковая отрасль, но, по моему мнению, IPO там не будет. Скорее всего, там следует ожидать прихода стратегического инвестора.
 


 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Готовы ли белорусские предприятия к приватизации? Что нужно, чтобы инвесторы устремились в Беларусь? В эфире радио Радио TUT.BY директор белорусского офиса компании "Эрнст энд Янг" Павел Лащенко.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика