Поздно - значит никогда. 21.by

Поздно - значит никогда

16.11.2009 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Амбициозный проект по сборке тракторов МТЗ в Украине не продвигается.    Фото БЕЛТАМожно только предполагать, что стало непосредственной причиной неожиданно эмоционального заявления премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского по поводу текущего состояния и перспектив хозяйственных связей между предприятиями Беларуси и России. На пресс-конференции по итогам Белорусского инвестиционно-экономического форума 12 ноября он произнес: "Мы просим и настаиваем, чтобы в экспортно-импортных операциях предприятия двух стран, работающие по кооперации, не снижали уровня взаимного товарооборота".

Как следует из контекста, обращался белорусский премьер отнюдь не к производственникам, а к своему российскому коллеге и подотчетным ему чиновникам высокого ранга.

Приведя в пример кооперационные связи Минского автомобильного и Ярославского моторного заводов (ныне это ОАО "Автодизель"; еще с советских времен поставляет минчанам силовые агрегаты), С. Сидорский вполне резонно заметил, что если МАЗ не сможет осуществлять поставки своей продукции на внутренний рынок РФ, то от этого пострадает и российское предприятие. Поэтому стороны (читай: власти, и прежде всего российские) должны своими действиями помогать заводам, а не мешать. Кооперационные связи нельзя разрывать, даже если наши автомобильные заводы (в первую очередь МАЗ и КамАЗ) являются конкурентами.

Почему глава белорусского правительства счел нужным обратиться именно к коллизии с Минским автозаводом, становится понятным, если принять во внимание динамику продаж его грузовиков в России. За 10 месяцев 2009 г. туда было экспортировано 1.185 машин против более 10.000 за аналогичный период 2008 г., или в 8,44 раза меньше. (Справедливости ради надо сказать, что поставки МАЗов в Украину сократились в 15 раз - с более чем 2.340 до 156.)

Насколько можно понять С. Сидорского, от протекционизма российских властей страдает не только отечественный автопром, но и сельхоз- и тракторостроение. Подтверждение этому можно найти и в последнем отчете Белстата: поставки тракторов в РФ за последние 12 месяцев сократились на 51,7%, сельхозтехники - на 22,8%.

И тем не менее при анализе причин и оценке перспектив более продуктивным для дела было бы смещение акцентов с протекционистских козней российских чиновников на стратегические просчеты наших индустриальных гигантов. Тем более что времена пролетарского интернационализма давно канули в прошлое, а следом туда же отойдет и славянское братство.

Если исходить из этих соображений, то надо признать, что многие отечественные предприятия (в основном государственные) в условиях обвального падения платежеспособного спроса не смогли вовремя предложить своему потенциальному покупателю в России более дешевую, чем у местных поставщиков, продукцию и предпринять эффективные маркетинговые ходы по ее продвижению. Затянули они и с организацией на территории РФ сборочных предприятий, хотя разговоров на этот счет в благополучные предшествующие годы было предостаточно. Теперь это приходится делать в условиях падающей конъюнктуры и дефицита "длинных" денег. Да и скорой отдачи от таких производств ожидать не стоит.

Будет ли быстрее - лучше.

В еще большей степени все вышеизложенное относится к освоению альтернативных рынков, где приходится "пахать целину" и временные рамки реализации подобных проектов могут растянуться даже не на годы, на десятилетия.

В результате правительство пытается решить задачу за счет традиционной штурмовщины. Как сообщил 5 ноября на XII Минском форуме заместитель министра экономики Беларуси Андрей Тур, только с начала нынешнего года предприятия Минпрома создали 36 новых сборочных производств в странах СНГ и дальнего зарубежья: в России, Украине, Азербайджане, Китае, Египте, Сербии, Эфиопии, Латвии, Литве. До января 2010 г. планируется создать еще 23 подобных предприятия, в том числе в таких странах, как Индия, Иран, Венесуэла, Сирия, Ливия, Судан.

К процессу вплотную подключился и глава государства. На днях он принимал президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, и значительная часть переговоров была посвящена развитию производственной кооперации. В дополнение к уже действующим в Азербайджане предприятиям, где собираются белорусские тракторы, грузовые автомобили и оптическое оборудование, планируется организовать сборку автокранов, лифтов, сельхозтехники и зеркального полотна.

В конце ноября нашу страну должен посетить президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Предполагается, что по итогам его визита будет утвержден План совместных мероприятий на 2010-2011 гг. по реализации Программы экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан на 2009-2016 гг. и подписано межправительственное соглашение о производственной и научно-технической кооперации.

Основным направлением сотрудничества по-прежнему останется машиностроение. Уже достигнуты договоренности об оказании поддержки реализуемым проектам по совместному производству в Казахстане зерноуборочных комбайнов, полуприцепов самосвальных тракторных, пресс-подборщиков тюковых, по сборочному производству лифтов и др.

Продолжается работа над проектами по организации сборочных производств полуприцепов-рефрижераторов и автобусов МАЗ, а также специальной техники на базе шасси МАЗ. В Казахстане также может быть организовано и сборочное производство карьерных самосвалов БелАЗ. Напомним, что в настоящее время там уже производится сборка белорусских тракторов.

Учитывая внимание на высшем уровне, которое уделяется развитию белорусско-азербайджанского и белорусско-казахстанского сотрудничества в области производственной кооперации, рискнем предположить, что результативность реализуемых в ее рамках проектов окажется существенно выше, чем других подобных начинаний.

Когда бессильны тракторы.

Еще до наступления кризиса порядка 3,6 тыс. "Беларусов" собиралось на киевском заводе "Ленинская кузня". А 7 октября 2008 г. на пресс-конференции по итогам XV заседания Межправительственной комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества первый заместитель премьер-министра РБ Владимир Семашко сообщил о создании СП по производству 10-12 тыс. белорусских тракторов в Украине.

Партнером минчан должно было выступить предприятие "Укравтозапчасть", принадлежащее Петру Порошенко. Оно на протяжении 6 лет занималось лицензионным производством машин МТЗ. СП предполагалось разместить на специально приобретенном для него участке площадью 8 га в Березани под Киевом. По оценке аналитика Gainsfort Research Алексея Некраса, стоимость такого завода может составлять 100 млн. USD при степени локализации продукции более 50%.

Но минул год, и 19 октября 2009 г. В. Семашко во время встречи с министром иностранных дел Украины (и владельцем "Укравтозапчасти") П. Порошенко вынужден был констатировать, что изготовление белорусских тракторов на украинской территории ни на новом, ни на старом ("Ленинская кузня") производствах практически не ведется. По его словам, если в прошлом году там было произведено и продано 2.700 тракторов МТЗ, то в этом - только 100. В августе между сторонами был подписан протокол о сборке 800 тракторов до конца года, однако и он не реализуется.

Под вопросом судьба еще одного сборочного производства Минского тракторного завода - в Сербии. О том, что возможность его создания прорабатывается, сообщил 27 октября на пресс-конференции, посвященной 15-летию установления белорусско-сербских дипломатических отношений, Чрезвычайный и Полномочный Посол Сербии в Беларуси Сречко Джукич.

Однако, как следует из имеющейся информации, подходы сторон к созданию этого СП существенно разнятся. Если представители Сербии настаивают на развертывании производства полного цикла, предусматривающего передачу технологий, то переговорщики МТЗ соглашаются разве что на один из вариантов отверточной сборки. И несмотря на то, что сербы хотели бы реализовать проект именно с братской Беларусью, может случиться так, что выпускать тракторы под своим брендом в этой ключевой на Балканах стране будет один из ведущих западных производителей.

Но даже если в обеих означенных ситуациях все имеющиеся проблемы благополучно разрешатся, вряд ли отдача от них коренным образом изменит ситуацию с белорусским экспортом.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Упустив время на создание
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика