В феврале 1945 года на последней четвертой странице «Гомельскай праўды» в самом низу газетной полосы рядом с выходными данными типографии «Полеспечать» появилась заметка с чудесным заглавием:
«Восстановление Гомельского плодовинзавода»
«В ближайшее время начнется восстановление Гомельского плодовинзавода. Он будет выпускать продукцию в значительно большем количестве, чем до войны.
Кроме восстановления коробок старых заводских корпусов, будут строиться новый корпус цеха-лаборатории, жилые и административные здания».
Занятное суждение о плодовоягодных винах, производившихся в Беларуси в тридцатые–сороковые годы, я услышал из уст ветерана Великой Отечественной Константина Иосифовича Гержидовича. До войны он работал бухгалтером Минского треста столовых и ресторанов, вел отчетность ресторана № 1, который размещался на улице Ленинской, и по долгу службы регулярно бывал в этом заведении.
«Главной приметой довоенной «карты вин» был широкий ассортимент напитков из белорусского сырья. Плодовоягодные вина из вишни, смородины, малины, клубники и прочих фруктов и ягод в ту пору еще не относили к презираемому разряд «чернил». Их умели готовить и поставляли в нарядных бутылках. Такое вино вполне нормально смотрелось на праздничном ресторанном столе. Или вот еще полузабытый нынче напиток: шипучий яблочный сидр в бутылях с укупоркой по типу шампанского. Недорого, в меру сладко, щиплет приятно в носу и в голову слегка ударяет…»
Надо также вспомнить, что отечественные плодовинзаводы вырабатывали не только вино, но и джемы, варенья, фруктовые пюре, соки. Особую статью ассортимента представляло «стратегическое» яблочное повидло, затаренное в бочки.
Но где до поступления урожая 1945 года дирекция Гомельского плодовинзавода намеревалась добывать свежие фрукты-ягоды — об этом история умалчивает. Вероятнее всего, собирались поначалу выпускать напиток типа «сучка» — водку, которая продавалась на разлив в многочисленных уличных ларьках. Горькое вино Победы…
И тем не менее, в стартовом году первой послевоенной пятилетки предприятие досрочно выполнит производственные задания. По итогам 1946 года Гомельский плодовинзавод будет назван в одном ряду с заводом «Двигатель революции», стеклозаводом им. Сталина, швейной фабрикой «Коминтерн», судоремонтным заводом — предприятиями, которые представляли лицо экономики Гомельщины.