Как из бульбы и бусла "приготовить" туристический продукт и выгодно его продать?. 21.by

Как из бульбы и бусла "приготовить" туристический продукт и выгодно его продать?

12.02.2010 10:23 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Министр культуры предложил продвигать Беларусь в мире как "страну замков". Идея хороша, но вряд ли мы сможем конкурировать с Чехией или Францией. Русского человека Мирским замком удивишь. Японца тоже. А вот путешественника из "настоящей" Европы ничуть. Чем же зацепить туриста? Есть ли у страны бренды, которые могут вызвать интерес и на Западе, и на Востоке? За идеями я пошел к профессионалам – гидам и бизнесменам. Вместе мы взялись исследовать насущную проблему.

Билет в Африку


Геннадий Левшин, директор компании “Беларустурсервис”, встретил меня со свежей историей: “Только что прилетела знакомая из Бельгии. Она уже много лет живет за границей, хотя сама белоруска. И вот, говорит, заказывает, как обычно, в кассе железнодорожного вокзала билет: “Один до Минска, в Беларусь”. А брюссельская кассирша отвечает: “Извините, но поезда в Африку не ходят”. Мораль сей басни такова: может, мы и в центре Европы, но в столице Евросоюза городе Брюсселе о географии Старого Света совсем другие представления. Поэтому, чтобы продвигать свою страну в Европу (как бы странно это ни звучало), нужно поработать с тамошними фирмами. Они должны продвигать нашу страну, а за это получать свой процент”.

К слову, считает мой собеседник, Беларусь себя давно уже могла “продвинуть” вперед. Ведь поводы случаются неожиданно и очень кстати. Но ведомства, которые должны брать удачные случаи на вооружение, спят в шапку. Чего стоит ситуация с названием Беларуси и его звучанием на иностранных языках?! Знают ли, скажем, американские школьники, где находится Belarus? Есть ли вообще такое название на картах в школьных учебниках, издающихся в США? Кто-нибудь занимался изучением этого вопроса? Геннадий Левшин считает, что, когда в конце прошлого года возник спор с Россией по поводу “Белоруссии”, нужно было использовать его как повод поднять по всему миру волну интереса к нашей стране. Зацепка была хорошая. А теперь жди у моря погоды...

Ложка меда

Брюссельское недоразумение — отнюдь не результат чей-то невежественности. Вспомните себя в школе. Сколько стран вы запомнили на уроках географии? Можете ли назвать без запинки все соседние государства? Чем Литва отличается от Латвии? То-то же! Чего тогда требовать от бельгийской кассирши, уровень познаний которой об окружающем мире, кстати, не обязательно ниже депутата Европарламента.

Но рекламироваться никогда не поздно. “Тем более что опыт показывает: из ста приезжающих к нам гостей только один остается чем-то недоволен, — добавляет ложку меда в бочку с дегтем Геннадий Левшин. — Естественно, каждый человек чего-то ожидает от новой страны. Беларусь для большинства мира — неожиданная в принципе. Это подразумевает некую опасность. Но когда человек сталкивается со спокойными, доброжелательными жителями и пусть несовершенным, но все-таки искренним сервисом, оказывается на пресловутых чистых улицах — наступает ощущение восторга, кайфа”.

Путь к сердцу — через желудок

Как известно, туристу нужно немного: посмотреть, поспать, поесть. Последнее особенно важно. За границу едут не столько ломать глаза о музейные экспонаты, а отдыхать и заодно немножко узнать другую страну. В каком-то смысле путь к сердцу туриста лежит через желудок. “Поэтому нам надо как следует раскрутить бульбу и вообще национальную кулинарию, — считает Людмила Костюкович, преподаватель кафедры менеджмента туризма и экскурсоведения Института непрерывного образования БГУ. — Наш бренд — это все, что связано с картофелем. Ну называют белорусов бульбашами, так нужно это использовать — во благо”.

Людмила Костюкович знает что говорит. Еще в советское время она возила солидные делегации из Польши в БССР и наоборот, изучила вкусы, по крайней мере, ближнезарубежной публики. По мнению эксперта, Дед Мороз в Беловежской пуще — это хорошо, но куда уж нам тягаться с россиянами, которые давно сделали культовым местом резиденцию дедушки в Угличе. И уж тем более не заманить к нам путешественников водкой. У всех на устах синонимом беленькой была и будет Россия. А вот бульба — наше все.

Но тут мало нажарить картошки. Нужно ее преподнести вкусно. Здесь на помощь придут наши мудреные народные традиции. Запаковав бульбу в фольклорную оболочку, можно пробовать ее предлагать на пробу всем и вся.

Впрочем, что тут гадать. Вот свежий пример. Приехал из Голландии на родину один мой знакомый. Давно здесь не был. Решил посмотреть, что изменилось за последние годы в Отечестве. Попросил организовать ему культурную программу — да чтоб с изюминкой. Мол, удиви!

Долго не думая, я повел приятеля в ресторан нашей белорусской кухни — с драниками да колдунами. Больше мы никуда и не ходили. Каждый вечер ужинали в старом добром месте бульбой: тертой, драной, вареной, жареной. Зашло — и в желудок, и душу! Причем друг мой чистокровный, как он сам себя называет, бульбаш. Но в Голландии, говорит, нет такой еды, как у нас. Все там пресно и скучно. А здесь — сытно и смачно! И теперь в Амстердаме ходит слух: как в далеком Минске из одного картофеля на стол сто блюд подают.

Правда, в кулинарном деле важна не только еда. Наблюдая за горящими глазами амстердамского белоруса, я подметил, что кайфовал он не только от “вкуснятины”, но и от посуды (оригинальной, ручной работы), от интерьера (не хай-тека и не евроремонта, а неповторимого дизайна в стиле кантри), от музыки (в ресторане играли на гитарах и цимбалах).

А Людмила Костюкович предлагает еще шире посмотреть на кухонную тему: “Мы славимся своим гостеприимством. Так не сделать ли это достоинство нации брендом?” Вот только бы сервис не подкачал. Он же у нас хиленький. Где-то хорошо покормят и даже рот подотрут, а в другом месте и “Спасибо!”, не то что “Калі ласка!” не удосужатся сказать.

Люди на болоте

Китайцы — народ хитроумный, что и говорить. Вот и придумали они семидневную программу для тех, кто хочет страну посмотреть и удивиться. Каждый день — что-то новое: поездка в школу боевых искусств Шаолинь, на фабрику речного жемчуга, опять на фабрику — на этот раз бумажную (кто не знает, бумагу изобрели китайцы), где заодно научат искусству чистописания иероглифами. Затем следует посещение Великой Китайской стены, площади Тяньаньмынь... Все просто! Но суть экскурсии в том, чтобы показать иностранцу (обычно западному человеку) уже известные ему вещи. То, о чем ты слышал, теперь увидишь! И запомнишь на всю жизнь. А может быть, и вернешься в Китай снова, чтобы повидать еще раз.

Сергей Загадский, генеральный директор туристско-экскурсионного предприятия Федерации профсоюзов Беларуси “Минсктурист”, предлагает возить гостей из-за границы... на болото: “Здесь широкое поле для творческой фантазии. Таких, как у нас, топей нет нигде. У каждого белорусского болота неповторимое лицо — где-то поросшее мхом, где-то травой, на каких-то растет лес, а на иных — только кочки. Есть болота с озерами. И там же обитает наша национальная птица — бусел!”

Как говорится, два в одном. Не поспоришь. Да и экологический туризм вроде пошел вперед за последние годы. Сюда же добавились агроусадьбы. А охотхозяйства понемногу учатся выманивать богатых дядек из западных “берлог” и возить в наши дремучие пущи пострелять зверушек. Или хотя бы поглазеть. А что, ведь поголовье зубров, как ни странно, давно позволяет и на этого заповедного жителя наводить мушку.

Иначе, как таким “диким” туризмом, и не возьмешь иностранца. В их голландиях не то что бульбы нет — леса почти не осталось, урбанизация достигла пика.

По наблюдениям Сергея Загадского, в коммерческий оборот неплохо бы понемногу брать не только леса, но и реки. Только вопрос в том, когда берега будут оборудованы стоянками. Иначе байдарочники давно бы заполонили берега Немана и Двины. Частные фирмы, конечно, берега не облагородят. Здесь нужен государственный подход, считает директор “Минсктуриста”.

В нынешний Год качества есть повод задуматься и о прибыльных брендах, и о том, удобно ли путешественнику в нашей стране. Возможно, гостеприимство и комфорт действительно стали бы самым главным брендом Беларуси на туристическом рынке. Организовать культпоходы на болота, прогулки по рекам и ужин с бульбой под гнездом аиста — разве это сложно? Главное — со всеми удобствами.

Лен выделки стоит

Брендов подсобралось много. Их подсказали специалисты туриндустрии. Но вот проблема. Возьмем тот же лен — его мы пока не научились продавать. Точнее, получается так: сырье закупают иностранцы, и, например, во Франции шьют дорогущие рубашки, которые не мнутся. А вы видели такие белорусские рубашки? Нет, конечно. Потому что сами не умеем выделывать и “выделываться”. Замки наши пока наполовину в руинах. Но кто знает, может, восстановив их, мы дадим фору хотя бы Прибалтике. А вот Купалье и Коляды беспроигрышны. Их празднуют и стар и млад. В других странах подобная традиция также имеется. Но, говорят знатоки, на западе Европы языческие обычаи сильно “приправлены” христианским содержанием — из-за этого уже не так экзотичны. Учитывая, что недавно обряд “Колядные цари” из Копыльского района был внесен в Список нематериального наследия ЮНЕСКО, очевидно, что в нашей стране и вправду есть достойные мировые туристические бренды. Теперь надо их раскрутить и выгодно продать.

Топ-10 брендов Беларуси

Аист
Болото
Бульба
Девушки
Замки
Зубр
Купалье и Коляды
Лен
Старинная музыка
Первозданная природа

Фото: Анатолия Клещука, Звязда

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Министр культуры предложил продвигать Беларусь в мире как "страну замков". Идея хороша, но вряд ли мы сможем конкурировать с Чехией или Францией. Русского человека Мирским замком удивишь. Японца тоже. А вот путешественника из "настоящей" Европы ничуть. Чем же зацепить туриста?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика