По итогам 2009 года товарооборот между Белоруссией и Москвой составил 3 млрд долларов. Это на 44% меньше уровня докризисного 2008 года, когда он составлял 5,4 млрд долларов.
Об этом заявил председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики Михаил Соломенцев, постаравшийся все же отыскать и плюсы в межхозяйственных отношениях двух стран.
- Да, падение есть, но цифры все равно радуют – прокомментировал цифры Соломенцев, - потому что они сопоставимы с товарооборотом, например, Москвы и Германии.
Чиновник напомнил также, что Белоруссия активно продает Москве продовольствие. Например, из Белоруссии российская столица получает говядину (годовой рост поставок зафиксирован на уровне 28%), свинину (плюс 85%). Стабильно поступали на московские прилавки масло, сыр, молочные консервы, мясо птицы… Сегодня в Москве работают 300 магазинов, в которых продаются исключительно белорусские товары.
- В российской столице эксплуатируется более 300 белорусских автобусов марки МАЗ и более 200 троллейбусов марки БКМ, имеющих пониженные шумовые характеристики и низкопольную конструкцию, позволяющую перевозить маломобильных пассажиров, - добавил Соломенцев.
Прокомментировать снижение объемов товарооборота между двумя сторонами «Свободная Пресса» попросила директора Минского аналитического центра «Мизеса» Ярослава Романчука.
«СП»: - Почему произошло столь резкое падение? Ведь кризис кризисом, но 44% - это вопиющие цифры...
- Практика российско-белорусских отношений в последние годы носила не только экономических характер, но больше - политический. С одной стороны, наши страны активно торговали друг с другом, но с другой - Белоруссия имеет 24 законодательных барьера, которые ставят барьер перед российскими товарами, поступающими на белорусский рынок, а Россия - 17. Я имею в виду заградительные пошлины, всевозможные квоты и прямые запреты. Фактически, Белоруссия и Россия торговали друг с другом, используя не традиционные во всем мире бизнес-связи, а номенклатурные договоренности одних чиновников с другими. И как только политические отношения между странами начали ухудшаться, параллельно стал падать и госзаказ России на белорусские товары. Пошел резкий обвал.
«СП»: - А весь внешнеторговый оборот Белоруссии в 2009 году упал так же значительно?
- Упал, но не так сильно - в целом по стране снижение составило около 35%. Это значит, что экспорт наших товаров в Европу и другие страны просел менее значительно - именно благодаря тому, что отношения с другими партнерами были не так сильно политизированы. Например, Европа покупает наши нефтепродукты и соль не потому, что дружит с Лукашенко, а потому, что они дешевые.
«СП»: - Какие отрасли белорусской экономики пострадали из-за кризиса больше других?
- Прежде всего, надо отметить огромное падение экспорта калийных удобрений, металлов, продукции машиностроительной отрасли. Это серьезный удар для экономики страны, которая сейчас абсолютно неконкурентоспособна на внешних рынках.
«СП»: - Но ведь исторически сложилось так, что Россия для Минска во все времена являлась основным рынком сбыта?
- Да, так было во времена СССР, когда Белоруссия являлась сборочным цехом огромной державы. Так здесь и привыкли работать, и сама бизнес модель, кстати сказать, с советского времени не менялась: заводы работают на дешевых энергоносителях из России, делают среднего качества товар и продают его в стране благодаря прямой договоренности между чиновниками на высшем уровне. Никакого маркетинга, никакой борьбы за качество или энергосбережение не существует, так же как не существует никаких инструментов для повышения эффективности в перерасчете на каждого отдельного сотрудника.
«СП»: - Выходит, в неприкосновенности сохранился советский принцип: общественное производство на общественные средства производства?
- Это привело к тому, что технологии, по которым сегодня работает большинство белорусских заводов, фабрик и предприятий легкой промышленности, устарели лет на 30-40. Никакой реальной их модернизации не происходит и не предвидится. Более или менее рентабельными эти заводы были до тех пор, пока в России обеспечивался устойчивый, гарантированный чиновниками спрос на продукцию, которая хоть и не самая плохая по качеству, но в действительности - весьма дорогая. И это притом, что производится она на очень дешевом сырье и энергоресурсах. Если заставить белорусскую промышленность сразу же работать на газе, угле и мазуте, который стоит столько же, сколько в Европе, то реально она станет мегаубыточной. А если исключить госзаказ, она вообще никому станет не нужной. Европе нужно качество или дешевизна. Исключительного качества в Белоруссии нет (как в ЕС или в Соединенных Штатах), но и дешевизны, подобно китайской - тоже.
«СП»: - Но в России принято считать, что белорусские товары - отменного качества?..
- В стране есть несколько успешных предприятий - в основном, в сельскохозяйственной отрасли. Есть конкурентоспособные предприятия в легпроме. Но они имеют незначительный вес в общей структуре экономики Белоруссии. «Тяжелые» заводы в массе своей нуждаются не просто в модернизации, а в тотальной замене устаревшего оборудования, а также в переходе на энергоэффективные технологии.