«Газпром» хочет получить контрольный пакет «Белтрансгаза». Монополия призналась в этом в разгар нефтяного противостояния между странами. Минск может уступить контроль над газовыми сетями в обмен на преференции в нефтяной сфере, полагают эксперты. В проигрыше останется только российский бюджет.
«Газпром» впервые официально признал, что хочет получить контроль над «Белтрансгазом». «Что касается корпоративной политики «Газпрома» в области инвестиций, то мы стремимся к тому, чтобы получить контроль», - заявил в пятницу в Минске зампред правления монополии, председатель совета директоров ОАО «Белгазпромбанк» Андрей Круглов. При этом он уточнил, что ни о каких сигналах, свидетельствующих о готовности белорусской стороны пойти на такую сделку, ему не известно, и подчеркнул, что данный вопрос должен решаться на межгосударственном уровне. Через трубы «Белтрансгаза» ежегодно проходит около 40 млрд кубометров российского газа, причем сама Беларусь потребляет примерно половину этого объема. Получить долю в компании «Газпром» хотел на протяжении многих лет, и в 2007 году, после сложных переговоров и ожесточенного торга, было подписано соглашение, по которому российский холдинг приобретал 50% «Белтрансгаза» по частям, оплачивая каждый год 12,5-процентный пакет. Последний транш был проведен в начале марта, и на сегодняшний день «Газпром» является владельцем половины «Белтрансгаза», что обошлось ему в 2,5 млрд. долларов. Специалисты с самого начала говорили, что «Газпром» половиной актива не удовлетворится. «Контрольный пакет позволил бы ему более четко отслеживать поставки газа через Беларусь и поступающие денежные потоки», - говорит заместитель гендиректора «CiG Брокер» Дмитрий Уголков. Однако до сегодняшнего дня монополия открыто о своих планах не заявляла. По оценкам Дмитрия Александрова из ИК «Универ Капитал», выручка «Белтрансгаза» в этом году должна превысить 1,5 млрд. долларов. «А весь «Белтрансгаз», если давать позитивную оценку исходя из нынешней ситуации, может оцениваться в 7-9 млрд, - говорит аналитик. - Более точно сказать сложно, так как компания непрозрачная». Теоретически «Газпрому» достаточно приобрести одну акцию «Белтрансгаза», чтобы получить контроль. Однако в этом вопросе политический фактор важнее экономического, и Александр Лукашенко будет торговаться до последнего. «Газпром» в настоящее время активизировал переговоры по газотранспортным сетям (ведутся переговоры по созданию консорциума, который будет управлять ГТС Украины. - «Газета.Ru»), - напоминает старший эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. - Монополии нужен контроль над этими сетями, так как этот фактор часто используется в переговорах как рычаг давления - кто владеет ГТС, тот контролирует поставки». При этом сети «Белтрансгаза» значительно перспективнее ГТС Украины - им не нужны миллиардные вложения в модернизацию, и половиной компании «Газпром» уже владеет, говорят эксперты. Лукашенко может позволить «Газпрому» получить контроль над «Белтрансгазом», однако за это потребует преференций в нефтяных поставках, полагают эксперты. Российский газ для Беларуси не столь важен, как нефть, именно нефть является аккумулирующим элементом белорусского бюджета, так как экономика Беларуси в значительной степени зависит от нефтепереработки. Основной проблемой для Беларуси являются российские экспортные пошлины на нефть, на которых она теряет около 2 млрд. долларов. Последнюю эскападу Беларуси - иск в Экономический суд СНГ относительно пошлин на нефтепродукты - эксперты увязывают именно с тем, что белорусская сторона в первую очередь хочет добиться отмены пошлин именно на сырую нефть. «Газпрому» такой размен также был бы на руку. Пострадает только российский бюджет. С другой стороны, «Газпром» уже неоднократно одерживал победу над Минфином, напоминает Абзалов. Например, проект повышения НДПИ на газ, который лоббировало министерство, с подачи «Газпрома» так и не прошел.
«Газпром» хочет получить контрольный пакет «Белтрансгаза». Монополия призналась в этом в разгар нефтяного противостояния между странами. Минск может уступить контроль над газовыми сетями в обмен на преференции в нефтяной сфере, полагают эксперты. В проигрыше останется только российский бюджет.