Энергетические отношения Беларуси и России продолжают оставаться конфликтными. Судя по новым жестким условиям поставки нефти, разногласиям по атомному кредиту и в газовой сфере, Минску больше не приходится рассчитывать на благосклонность Москвы. Другой вопрос: что может стать предметом торга в обмен на приемлемые цены на газ?
Сбывается прогноз руководителя независимого Института энергетической политики (Москва) Владимира Милова, прозвучавший в разгар жесткого белорусско-российского нефтяного противостояния в начале нынешнего года: - Есть все основания ожидать продолжения конфликтов, - предположил тогда бывший замминистра российской энергетики, пояснив, что провоцировать эти конфликты будет не только нефтяной фактор, но и то, что Россия станет и дальше добиваться увеличения цен на газ, поставляемый в Беларусь, а российские группы интересов - стремиться получить контроль над новыми активами в стране. Не только нефтегазовыми, но и электроэнергетическими. Очередного накала страстей эксперты «Завтра твоей страны» ожидают к 2011 году - после истечения срока действия белорусско-российского соглашения серьезным довеском к нефтяному шоку вполне может стать газовый спазм. - В 2011 году ожидается если не конфликт, то, по крайней мере, длительные споры, - говорит экономист Сергей Чалый. - «Газпром» постепенно теряет европейский рынок, где его теснят Норвегия и Катар, и ему нужно где-то компенсировать потери - либо в Украине и Беларуси, либо повышая внутренние цены, либо за счет того и другого сразу. Официальный Минск трезво оценивает масштаб возможных проблем. Ведь вся белорусская энергетика строилась в расчете на поставки российского газа, и переоснастить это хозяйство в сжатые сроки и с ограниченными финансовыми средствами весьма сложно. Белорусское руководство пытается уже сейчас предотвратить последствия, которые в газовой отрасли будут более болезненными для экономики, чем квотирование беспошлинной нефти, которое, по оценкам Международного валютного фонда, обошлось Беларуси потерей до 2 млрд долларов в год. Превентивной мерой является разработка проекта нового газового соглашения, в котором, как сообщил на прошлой неделе первый вице-премьер Владимир Семашко, белорусская сторона настаивает на базовом принципе: равнодоходные цены на газ и синхронный с Россией переход на них. Только тогда, по мнению вице-премьера, можно рассчитывать на сопоставимые цены. - Нам нужен не дешевый газ, а близкий по цене к тому, который имеют российские потребители, чтобы белорусские предприятия имели равные условия хозяйствования, - подчеркнул Владимир Семашко. Интересное предложение для «Газпрома» Заявление белорусского вице-премьера прозвучало как ультиматум. О том же, что предлагается взамен «равнодоходных цен», Владимир Семашко дипломатично умолчал. В 2002 году, когда впервые был поставлен вопрос об унификации цен на природный газ для белорусских и российских потребителей, таким предметом торга являлась система «Белтрансгаза». Соглашение 2006 года, обеспечившее белорусской экономике относительно вольготные цены на газ, стало возможным благодаря продаже 50% «Белтрансгаза». В этом году «Газпром» полностью расплатился за предложенный пакет, заплатив в итоге 2,5 млрд долларов. C другой стороны, как считают эксперты «Завтра твоей страны», конкретно в газовой сфере Беларуси уже и предложить своему главному партнеру особо нечего. «Газпром» и без того уже крупнейший инвестор белорусской экономики, ему принадлежат и профильные активы, и то, что ему не особенно нужно, вроде заводов кухонных плит в Бресте и кирпичей в Столбцах. - Очевидно, что вновь будет поднят вопрос о продаже контрольного пакета «Белтрансгаза», - прогнозирует Сергей Чалый. Зампредседателя правления ОАО "Газпром" Андрей Круглов в конце марта в Минске подтвердил, что, исходя из своей корпоративной инвестиционной политики, "Газпром" стремится к получению контрольного пакета акций ОАО "Белтрансгаз". Эти активы да еще внутриреспубликанская газораспределительная сеть «Белтопгаза» - то, что может заинтересовать российского газового монополиста в рамках новых соглашений и очередных временных уступок белорусским властям по цене. Однако, продав контрольный пакет, белорусские власти лишатся последнего рычага влияния на «Белтрансгаз» и на условия переговоров по цене на газ. - Пойдут ли власти на этот шаг, прогнозировать трудно. Вполне логично предположить, что они вновь попытаются предложить российской стороне предприятия, зависимые от газпромовского сырья, тот же «Гродно-Азот», - анализирует Сергей Чалый. - Думаю, это тоже интересное предложение для «Газпрома». Он ведь заинтересован в том, чтобы не просто заниматься экспортом газа, но и выпускать продукцию с более высокой добавленной стоимостью. В позиции Беларуси - один большой минус Но встает вопрос, насколько, с точки зрения России, эти «жертвы» Минска адекватны пролонгации того или иного льготного режима по газу. Мировая экономическая ситуация да и политические отношения между Россией и Беларусью сегодня не такие, как были в 2002 или 2006 годах. Ультимативный тон заявления белорусского вице-премьера по поводу соглашения по газу выглядел еще более несуразным на фоне состоявшегося на прошлой неделе важнейшего события для газового рынка Европы. Европейский консорциум во главе с «Газпромом» торжественно приступил к строительству газопровода по дну Северного моря - в обход Украины и Беларуси. Первая ветка газопровода мощностью 27,5 млрд. куб. м. газа в год (совсем немногим меньше, чем проходящей по территории Беларуси трубы «Ямал-Европа») должна заработать уже в 2011 году, вторая - в 2012 году. Завершение этого проекта как раз совпадает с пересмотром газового соглашения между Россией и Беларусью и вряд ли сыграет во время предстоящих переговоров на руку Минску. Впрочем, Сергей Чалый называет несколько козырей, которые белорусское руководство может использовать на переговорах: - Когда подписывалось нынешнее соглашение с «Газпромом», речь, в частности, шла о выходе Беларуси и России к 2011 году на равнодоходные цены на газ. Но Россия это соглашение нарушила, отложив на год-два окончательное повышение внутренних цен. Значит, у белорусской стороны есть право настаивать: давайте отложим повышение цены до уровня европейской и для нас, - предполагает эксперт. - Кроме того, еще один спорный момент - сама европейская формула цены на газ. Дело в том, что в Европе от этой формулы, где цена на газ привязывается к цене на нефть, пытаются уходить. Однако, по словам экономиста, остается под вопросом смогут ли белорусские переговорщики использовать козыри, имеющиеся на руках. - В позиции Беларуси - один большой минус: стране не имеет альтернативных источников энергии. Во время недавних нефтяных переговоров Беларусь никак не смогла подвинуть позицию России, - резюмирует Сергей Чалый. Выходит, Минску, если он хочет добиться новых привилегий по газу, придется безропотно прислушиваться к указаниям Москвы не только в том, что касается энергоносителей, но и в целом - в экономике и в государственной политике. В противном случае власти должны уже сейчас готовить страну к газовому спазму. Впрочем, кандидат экономических наук Леонид Злотников видит и иное развитие событий: - С 2012 года вслед за Таможенным союзом будет формироваться Единое экономическое пространство (ЕЭП). Предполагается, что в его рамках все страны-участницы будут иметь одинаковые цены на энергоносители. Поэтому спорить будет не о чем, - считает эксперт. Нужно, правда, учесть, что в России цены на газ быстро повышают.
Энергетические отношения Беларуси и России продолжают оставаться конфликтными. Судя по новым жестким условиям поставки нефти, разногласиям по атомному кредиту и в газовой сфере, Минску больше не приходится рассчитывать на благосклонность Москвы. Другой вопрос: что может стать предметом торга в обмен на приемлемые цены на газ?