Предприниматели все еще не видят значимых улучшений условий ведения бизнеса.
Так, почти половина опрошенных предпринимателей (48%) считает, что условия ведения предпринимательской деятельности не изменились*.
Вместе с тем, количество предпринимателей, считающих, что условия ведения бизнеса улучшились, преобладает над количеством скептиков. Так, 8% считают, что условия ведения бизнеса улучшились значительно, а 28% – что улучшились, но незначительно. При этом 9% респондентов убеждены, что, несмотря на предпринимаемые правительством шаги, условия ведения бизнеса в стране незначительно ухудшились, 6% – что ухудшились значительно.
Либерализация реальная и виртуальная
На рисунке 1 представлены оценки отдельных направлений улучшения бизнес-климата (всего в опросе оценивались 14 направлений реформ – то есть во всех сферах бизнес-климата, где произошли хоть какие-то реформы и улучшения). Можно увидеть, что высокие оценки (4 и 5) по количеству уступают низким. Средние оценки улучшений во многих случаях не дотягивают до двух баллов (по пятибалльной шкале), таким образом, используя школьные аналогии, можно сказать, что вся либерализация была оценена бизнесом на «два с плюсом».
Рис. 1. Как сказались предпринятые меры по либерализации бизнес-среды на ведении вашего бизнеса? («1» – это неважно/незаметно для моей компании, «5» – это очень важное положительное изменение), %
Примечание. Оценки производились по следующей шкале (если респондент считал, что ситуация в этой сфере ухудшилась): -1 – незначительно ухудшилось, -5 – значительно ухудшилось; если, по мнению респондента, ситуация улучшилась, то он ее оценивал в положительных значениях: от 1 – незначительно улучшилось до 5 – значительное улучшилось. Источник: Исследовательский центр ИПМ. Наибольшее недовольство вызвала реформа арендных ставок. 61% респондентов оценили ее негативно, т.е. произошло скорее ухудшение в сфере арендных отношений, а не улучшение. Что неудивительно, поскольку в 2010 г. арендные платежи выросли почти у половины опрошенных компаний, еще у 35% они остались на уровне прошлого года. Аренда снизилась лишь у 8% опрошенных.
Недовольство руководителей МСП вызвала и реформа штрафов. Около 40% респондентов отметили, что штрафы не снизились, а повысились (20% оценили реформу штрафов в -4 и -5 по пятибалльной шкале).
Аналогичная ситуация и с уменьшением налоговой нагрузки, и с облегчением доступа к кредитам или проведения внешнеторговых операций. Да, были ликвидированы какие-то налоги, но рост НДС на 2% с лихвой «компенсировал» заявленное снижение налоговой нагрузки. Да, упростился доступ к получению кредитов, но этот позитив перекрылся удорожанием их стоимости. Поэтому более 30% респондентов эти реформы оценили в той или иной степени отрицательно.
По мнению руководителей МСП, многие заявления властей носят исключительно декларативный характер. Например, документооборот растет вместо положенного сокращения («недавно ввели новые бланки строгой отчетности, что само по себе прошлый век»), очень много отчетности («слесарь не может начать работать, пока 10 бумажек не заполнит», «мастер должен написать несколько сочинений», «ничего не упростили – как носили кучи отчетов, так и носим», «проверяют по-прежнему регулярно»). Показательной является фраза одного участника фокус группы: «Могу бесконечно рассказывать про дикости и глупости, все всё понимают, но почему-то ничего не делают».
Таким образом, исследование подтвердило избирательный и по большому счету формальный характер белорусской либерализации. Стало проще и лучше в не самых актуальных для бизнеса областях. Действительно, подавляющее количество респондентов согласно, что теперь легче регистрировать бизнес. Проблема лишь в том, что для действующих компаний это улучшение не имеет большого значения. То же самое касается упрощения и удешевления проведения аукционов или уменьшение отчислений в инновационные фонды. А улучшения в важных для бизнеса областях – получении разрешений, ценообразовании, расчете зарплаты и пр. – имеют достаточно незначительный характер, большинство респондентов по пятибалльной шкале оценивают их в 1–2 балла.
Мало хотеть, надо что-то делать
62% руководителей и топ-менеджеров МСП не знают об амбициозном плане правительства и Нацбанка войти в топ-30 по качеству деловой среды (рейтинг Всемирного банка Doing business). И только четверть опрошенных уверена, что правительство сможет этого добиться. Среди причин, объясняющих неверие и пессимизм, – отсутствие у правительства нужных компетенций, уверенность, что все проводимые изменения несистемны, на уровне деклараций, что «решительных шагов все равно сделано не будет», вера в то, что равных условий с госпредприятиями нет и не будет, а значит, не будет и реального значительного улучшения в условиях ведения бизнеса.
Тревожный звоночек для правительства: большинство руководителей частных компаний страны не верят и не чувствуют, что государство стало лучше относится к бизнесу. Скорее, это «уменьшение негативного отношения», «стали прислушиваться, «перестали хамить, относиться как к быдлу». Однако устойчивым мнением является и то, что «все равно превалирует фискальный, остаточный подход», «приоритет госсобственности», «вера в то, что страну спасут госпредприятия, а не частные».
Предприниматели свой устойчивый пессимизм объясняют популярными фразами: «мало хотеть, надо что-то делать», «хотели как лучше, а получилось как всегда» и «не при этой власти».
* В феврале–марте 2010 г. социометрическая лаборатория «Новак» провела опрос для Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента.