Фронт- и бэк-офисы теперь в Минске
24.05.2010
—
Новости Экономики
|
Структура и объем предложения офисов позволяет арендаторам экономить на аренде около 2-3 тыс. USD ежемесячно.О том, как можно оптимизировать расходы на аренду офисных помещений, рассказал корреспонденту "БР" руководитель Информационного центра коммерческой недвижимости (ИЦКН) группы компаний "Твоя столица" Юрий ПОПОВ.
- В прошлом году только за счет ввода офисных центров минский рынок коммерческой недвижимости увеличился примерно на 80 тыс. кв. м офисных площадей. В текущем году прирост ожидается в пределах 84 тыс. кв. м, часть из которых уже введены. То есть выбор офисных помещений, которые сегодня предлагают потенциальным арендаторам в бизнес-центрах и административных зданиях, весьма разнообразен как по качественным характеристикам, так и по арендным ставкам. Даже если не принимать в расчет офисы в многоквартирных жилых домах, старых административных зданиях государственной собственности и других объектах, не подпадающих под категорию офисных центров. И, что самое важное, разнообразие и количество вариантов позволяют реализовать различные способы оптимизации расходов на аренду. В качестве одного из таких способов мы советуем использовать схему аренды фронт- и бэк-офисов. Это не ноу-хау "Твоей столицы". Здесь мы ничего не придумываем. Такой схемой активно пользуются арендаторы в Европе, в крупных городах России, Украины - то есть там, где рынок офисной недвижимости уже достаточно развит и где отсутствует дефицит предложения. Что такое фронт-офис? Это, по сути, часть компании (фирмы), которая непосредственно взаимодействует с клиентами. Как правило, под фронт-офисом подразумевают офис продаж и обслуживания клиентов. В более широком смысле - это та сторона бизнеса, которую видит клиент. Это представительский офис. Бэк-офис - офис, в котором располагаются подразделения, не работающие с клиентами напрямую. Это могут быть непосредственно производственные подразделения, где работают, например, архитекторы, программисты, оценщики, дизайнеры, менеджеры по продажам, которые не контактируют непосредственно с клиентами в офисе. Чаще всего фронт-офис по размерам значительно меньше бэк-офиса. Бэк-офис отличается и качественными характеристиками. Здесь на первый план выходят функциональность и технические характеристики, например, обширные энергетические мощности. При выборе бэк-офисов немаловажными критериями являются хорошая транспортная доступность, близость к остановкам общественного транспорта или возможность доставки сотрудников служебным транспортом от ближайшей станции метро. Использование такой схемы дает компании естественную экономию затрат на аренду помещений и при этом позволяет организовать работу на должном уровне без ущерба бизнес-процессу. То есть фирма арендует два, а то и три офиса в разных объектах и даже в разных частях города. Например, если вы являетесь IT-компанией, то вам нет необходимости держать весь персонал в представительском офисе, например, в бизнес-центре "Немига-Сити" и платить 25 EUR за квадратный метр. Большую часть сотрудников, которые не работают непосредственно с клиентами, вполне возможно разместить в бизнес-центре "Титан" и платить 15 EUR/кв. м, в бизнес-центрах "А-100" или "Парус" и платить 14 EUR/кв. м. Или, допустим, ваш фронт-офис площадью около 100 кв. м будет располагаться в бизнес-центрах Silver Tower или Rubin Plaza, а основные службы вы сможете разместить в объектах, которые я назвал. Если не привязываться к конкретным объектам, то фронт-офис вы арендуете в бизнес-центре класса "А", а бэк-офис - в классе "В" или "С" и получаете до 10-15 EUR экономии на каждом квадратном метре площади бэк-офиса. Кстати, для какой-то компании фронт-офис может располагаться в бизнес-центре класса "В" в пределах второго транспортного кольца или за ним, а бэк-офис может располагаться вообще за пределами МКАД и даже в административно-бытовом корпусе производственно-складского объекта. И тогда экономия будет еще больше. Потому что аренда помещений в административно-бытовом корпусе рядом со складом за пределами кольцевой может стоить не выше 7 EUR/кв. м. Почти как за производственное помещение. Варианты выбора зависят, конечно же, от сферы деятельности арендатора и от его смелости изменить своим привычкам в пользу получения экономической выгоды. Представительства иностранных компаний, зная о такой схеме размещения своих подразделений, обращаются к нам с заявками подобрать им два офиса. Практика показывает, что подбор двух помещений фактически не занимает больше времени, чем подбор одного, но большей площади. И в первом, и во втором случае - это не больше месяца. Кроме того, ситуация складывается так, что цены на рынке долевого строительства и на вторичном рынке, в принципе, стабилизировались. И мы не ожидаем ни их существенного роста, ни падения в течение ближайшего года, а возможно, и в среднесрочной перспективе. Возможности падения, можно сказать, исчерпаны себестоимостью строительства и прибылью девелоперов. А рост сдерживается падением платежеспособного спроса. Поэтому для компаний, у которых есть свободные финансовые резервы, целесообразно рассмотреть вопрос приобретения бэк-офисов в собственность. Как на вторичном рынке, так и по схеме долевого строительства с возможностью организации офисного пространства, максимально удовлетворяющего требованиям компании. Кризис, и об этом я говорил неоднократно в прежних комментариях, продлил период существования на рынке офисной недвижимости сектора долевого строительства. Те девелоперы (а это, как правило, минские фирмы), которые начинали свои проекты в 2006-2007 годах и реализуют их сейчас, просто вынуждены продавать объекты частями в силу ограниченности доступа к финансовым ресурсам. Поэтому "долевка" сегодня - это, может быть, последний шанс для представителей среднего и малого бизнеса приобрести в собственность офисное помещение в бизнес-центре. В особенности имеет смысл рассмотреть объекты, которые строятся известными девелоперами, и где девелоперы предлагают своеобразные условия приобретения офисов. Как пример: девелопер БЦ "Титан", строящий новый бизнес-центр на Партизанском проспекте, даже готов от станции метро "Могилевская" организовать бесплатное маршрутное сообщение. Отмечу также, что сейчас основополагающим отличием всех наших офисных центров, которые строились до недавнего времени, является местоположение и наличие парковочных мест. Своими же техническими характеристиками они мало отличаются друг от друга. Практически все - с системами контроля доступа, с системами бесперебойного питания. Везде есть интернет-сети (зачастую даже от 2 интернет-провайдеров). Здания достаточно новые, комфортные. Существенным плюсом бэк-офиса является наличие парковочных мест. В центре города в лучшем случае мы найдем офис с одним парковочным местом на 100 кв. м офиса. За пределами центра мы имеем как минимум 1 парковочное место на 40-60 кв. м офиса. Использование схемы, о которой я говорю, целесообразно и для развивающейся компании. В этом случае ей не нужно искать новый офис, чтобы разместить всех сотрудников. Достаточно снять помещение, чтобы разместить добавившееся подразделение. При этом не нужно менять адрес регистрации и тратить деньги на переезд. Либо, если у компании появилась необходимость улучшить имидж и возникла потребность в более представительском офисе, то ей достаточно снять фронт-офис небольшой площади, оставив основной бизнес на прежних площадях, если, конечно, прежнее место устраивает по всем параметрам. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Структура и объем предложения офисов позволяет арендаторам экономить на аренде около 2-3 тыс. USD ежемесячно.
|
|