Убить конкурента. 21.by

Убить конкурента

26.06.2010 07:13 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Самое страшное, что нам предстоит, - президентские выборы. Чтобы ублажить избирателя, правительство готово на все: залезть в несусветные долги, растранжирить золотовалютные резервы, продать любые предприятия, наплевать на совесть и здравый смысл. Лишь бы удержать власть. А между тем экономическое положение республики за последнее время значительно ухудшилось.

Уже с начала 1990-х гг. исчезла заинтересованность в покупке отечественных предприятий со стороны западных корпораций (отдельные спекулянты с капиталами неясного происхождения не в счет). Исчез т.н. стратегический инвестор, который был бы заинтересован в развитии приобретаемых предприятий. Но спрос со стороны россиян был всегда. Еще два года назад, накануне кризиса, наш президент куражился, выдвигая заведомо абсурдные требования к инвесторам: и чтобы купили дорого, и численность работающих сохранили, и зарплату подняли в два раза. Но тут возникли два новых обстоятельства: кризис и программа модернизации экономики России. Это в условиях быстрого роста мировой экономики инвестор мог рискнуть и, доведя предприятие «до ума», рассчитывать через несколько лет начать окупать вложения. В кризис спрос может быть разве что на конкурентоспособные на мировом рынке предприятия, а доводить наши до конкурентоспособного уровня ни к чему ни западным инвесторам (свои мощности не загружены), ни россиянам (им бы собственные модернизировать когда-нибудь должным образом). Отсюда и спрос разве что на несколько наших предприятий химии и нефтехимии, не считая мелких, некоторый интерес к которым всегда имеется.
 
Дополнительным фактором, осложнившим позиции наших представителей на переговорах с Москвой, стала программа модернизации экономики России.
 
В процессе борьбы с кризисом до руководства России наконец дошло, что без активной помощи государства никакая модернизация промышленности уже невозможна. И дело не в деньгах. Сегодня правительство России ставит задачу помочь модернизируемым предприятиям, лоббируя их интересы хотя бы на внутреннем рынке. А поскольку внутренний рынок России уже насыщен, обеспечить сбыт для российских предприятий можно, только если кого-то с него вытеснять. Вытеснить западных, китайских, корейских конкурентов для российских предприятий очень сложно и затратно. Значительно проще белорусов - отсюда и «молочная война», и идея премьера Путина ограничить номенклатуру выпускаемых в Минске тракторов, и регулярные требования свернуть производство комбайнов и другой сельхозтехники. Отсюда и яростная борьба Кремля за Таможенный союз, в рамках которого российская власть рассчитывает расширить защищенный рынок для своих предприятий. Похоже, в этом же ряду и неуступчивость «Газпрома» в цене и платежах за газ: повышение цен снизит конкурентоспособность белорусских товаров.
 
До начала кризиса российский капитал рассчитывал на поглощение белорусских конкурентов, не сильно заботясь об интересах российских же производителей. Сегодня рабочие места нужны российскому правительству. И курс им взят не на поглощение, а на вытеснение белорусов. По возможности - с их ликвидацией. И приемы для реализации этой задачи используются далеко не только рыночные!
 
Белорусский лидер явно переоценил возможности получения экономических дивидендов с помощью политического маневрирования. Долго успешно маневрировать можно, если за тобой сила. Состояние нашей промышленности долго маневрировать не позволяет.
 
Сколько ни говорил президент о необходимости диверсифицировать рынки сбыта, достаточные финансовые и организационные ресурсы так и не были выделены. Соответственно, и диверсификация осталась на стадии разговоров.
 
Сколько ни объявляли модернизацию промышленности и перевод ее на инновационный путь развития первоочередной задачей - воз и ныне там. Модернизация отдельных технологических звеньев отдельных предприятий ничего не решила, для масштабной модернизации не определены даже источники финансирования и организационные формы.
 
Как ни завлекает правительство инвесторов - их нет. И ждать их бессмысленно. Даже китайцы, разобравшись в состоянии наших предприятий, вряд ли рискнут. К инвесторам - причем конкретным - надо идти самим, с проработанным взаимовыгодным бизнес-планом. Убеждать, уговаривать, а не только на форумах лозунги кидать и кричать: «Мы вас ждем!»
 
И главное. То ли из-за падения спроса на устаревшую продукцию, то ли в результате модернизации производства - нам все равно предстоят крупномасштабные увольнения. Не могут сейчас предприятия содержать излишнюю численность работников. Такова цена за отсутствие своевременной модернизации промышленности. Главной задачей социальной политики становится освоение производства новой продукции и выход на новые рынки. Но если мы будем делать это по неспешным методикам Минпрома - лучше и не начинать. Просто потеряем и инвестируемые деньги, и время. Нужна работа инжиниринговых фирм, целевое финансирование, строгий контроль за качеством и сроками. Не до выборов сейчас…
 
 
 

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Самое страшное, что нам предстоит, - президентские выборы. Чтобы ублажить избирателя, правительство готово на все: залезть в несусветные долги, растранжирить...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика