Рабочая группа под руководством вице-премьера Андрея Кобякова ведет обсуждение предложений по расширению оснований для назначения внеплановых проверок на территориальном уровне и в рамках ведомственного контроля, а также по ужесточению подходов к приостановлению и продлению проверок. Зачем предпринимаются попытки ужесточить порядок контрольной деятельности в Беларуси?
Указ президента № 510 вступил в силу 1 января 2010 года. Они был направлен на исключение дублирующих полномочий контролирующих органов, создание "гибкой, прозрачной и необременительной для бизнеса системы контроля". Сейчас заинтересованные органы госуправления хотят расширить перечень министерств и ведомств, наделенных правом назначать внеплановые проверки. Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин считает, что идет адаптация практики упрощения контроля по итогам проверок за последние полгода. - Трудно комментировать действия органов госуправления, поскольку наши представители в состав этой рабочей группы не приглашались и не вошли, - сообщил эксперт «Завтра твоей страны». - На наш взгляд, сегодня контроля и так более чем достаточно. Эксперты отмечают, что в последнее время наблюдались благоприятные тенденции в контрольной деятельности. Оптимисты в рядах бизнес-сообщества надеются, что рабочая группа не усугубит эти процедуры. А пессимисты считают, что контроль может усилиться. - Зачем это делается, нужно спрашивать Кобякова, а у нас информации для анализа пока нет, - констатирует Владимир Карягин. По словам руководителя Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослава Романчука, ревизия либерального указа нужна для того, чтобы закрыть бюджетные дыры. К тому же, проверки являются эффективным способом избавления от конкурентов. - А еще частный бизнес, по идеологии власти, всегда должен бояться чиновников. Именно через это и осуществляется сама власть, - полагает эксперт «Завтра твоей страны». - Без проверок малый бизнес может распоясаться и не выполнять доводимые до него прогнозные показатели и другие индикаторы. В свое время указ № 510 называли едва ли не самым либеральным за всю историю современной Беларуси. Означает ли это откат от провозглашенной политики либерализации экономики? Ярослав Романчук утверждает, что в Беларуси вообще «не было движения вперед». - Было множество деклараций, которые подавались как желание властей проводить либерализацию, но уже идет седьмой месяц года, а у нас нет ни Директивы № 4 о либерализации, ни программы либерализации. А те меры, которые были задекларированы как нетрадиционные: по аренде, по ценам, по лицензированию - остаются на уровне того периода, когда государство «кошмарило» бизнес, либо ситуация даже еще и ухудшилась, - отмечает экономист. - Дальше слов дело не пошло. Сейчас, по словам Ярослава Романчука, малый и средний бизнес может ожидать от властей чего угодно, кроме самого нужного - экономической свободы, дебюрократизации, дерегулирования. Эксперт не исключает, что увеличение количества проверок может привести к временному пополнению бюджета Беларуси. - Есть, например, указание по увеличению зарплаты. Придут контролеры и скажут: вы не соблюдаете социальные стандарты, и будьте любезны их исполнить. И под угрозой увольнения руководители предприятий будут зарплату повышать, хотя это только ухудшает положение предприятия, - считает экономист. - В белорусской ситуации больше политической целесообразности, чем стратегического видения возможностей вывода страны из кризиса на новый инновационный этап развития.
Рабочая группа под руководством вице-премьера Андрея Кобякова ведет обсуждение предложений по расширению оснований для назначения внеплановых проверок на...