Беларусь — страна с хроническим отрицательным сальдо во внешней торговле. По данным национального статистического комитета, в 2009 г. его отношение к ВВП уже составляло -11%, в 2008 г. оно находилось на уровне -7,8%, в 2007 — -6,3%. Такой дефицит торгового баланса оказывает ряд негативных эффектов на национальную экономику. Одним из основных является острая нехватка валюты на внутреннем рынке и постоянное давление на курс белорусского рубля.
В качестве одной из причин формирования отрицательного сальдо многие экономисты считают чрезмерно сильный курс национальной валюты, который снижает конкурентоспособность отечественных экспортеров на внешних рынках и, как следствие, возникают дополнительные сложности с их реализацией. Многими принято считать, что ослабление курса рубля поможет во многом снизить существующий дефицит во внешней торговле. Не хотелось бы оспаривать прописные экономические истины, но давайте попробуем разобраться в ситуации.
Если проанализировать структуру возникновения отрицательного сальдо, то видно, что оно формируется в основном за счет минуса в торговле промежуточным товарами (см. таблицу 1).
Сальдо внешней торговли по укрупненным группам товаров, млн. долларов
январь-июль 2009 г.
январь-июль 2010 г.
прирост-уменьшение
сальдо внешней торговли товарами, всего
-4291,3
-4201,1
90,2
в том числе по группам товаров
инвестиционные
-502,6
0,2
502,8
промежуточные
-3474,2
-4542,1
-1067,9
потребительские
-269,7
100,4
370,1
Источник: национальный статистический комитет
На их долю приходится -4,5 млрд. из сложившегося на январь-июль 2010 года дефицита в -4,2 млрд., или 107%. Из этих -4,2 млрд. на долю дефицита в торговле энергоносителями приходится -2,6 млрд., или 62%.
Т.е., как мы видим, проблема нашего торгового баланса в основном состоит в отсутствии собственных энергоносителей и огромного количества поставляемых в страну промежуточных товаров. Это косвенно подтверждается и тем, что все наше отрицательное сальдо формируется за счет торговли с Россией. На все остальные страны в сумме складывается его небольшой профицит или незначительный дефицит (это колеблется год от года).
В торговле потребительскими товарами, например, за январь-июль 2010 г., вообще складывается профицит в 100,4 млн. долларов. Отсюда кстати также вытекает интересный вывод, что население за счет сильной валюты не оказывает существенного влияния на формирование отрицательного сальдо внешней торговли.
Тем не менее, мы не можем одномоментно отказаться от наших ресурсоемких отраслей с низкой энергоэффективностью, так как они создают значительное количество рабочих мест.
Промежуточные товары, как вы сами понимаете, — это, кроме энергии, сырье, материалы, комплектующие. Мы бывший сборочный цех, практически не имеющий своих внутренних природных ресурсов. Ограничение их поступления приведет к остановке зависимых от иностранного сырья предприятий, потере огромного количества рабочих мест, падению реальных доходов населения, сокращению совокупного внутреннего спроса и прочим макроэкономическим проблемам далее по цепочке.
Девальвация национальной валюты не даст здесь никакого эффекта. Во-первых, повышение курса вряд ли сможет изменить энергоэффективность и ресурсоемкость экономики. Во-вторых, произведенные из внешних ресурсов товары все равно, в основном, продаются за пределами страны за иностранную валюту и в их стоимость включена стоимость промежуточных товаров. В-третьих, это приведет к падению конкурентоспособности этих товаров на внутреннем рынке.
Кстати, здесь хотелось бы отметить, что стимулируя внутреннее потребление созданных импортозависимыми отраслями товаров и услуг, мы создаем дополнительное давление на величину отрицательного сальдо больше, чем в торговле потребительскими товарами, так как не возвращаем назад во внешний сектор часть этих самых импортированных комплектующих, сырья, материалов, энергии, а потребляем их внутри страны.
Т.е. при существующей структуре экономики отрицательное сальдо во внешней торговле просто неизбежно, если только не увеличивать добавленную стоимость в реализуемых на внешних рынках товарах. Однако белорусские товары и так слабо конкурируют по цене и качеству, так что это практически нереально.
Таким образом, утверждает аналитик FOREX CLUB в Беларуси Валерий Полховский, девальвация белорусского рубля не способна оказать существенное изменение на результаты во внешней торговле. Начиная с 2009 года, белорусский рубль уже девальвирован на 40%. И какой это принесло эффект? Правильно, абсолютно никакого. Кроме того, девальвация валюты в интересах экспортеров будет попыткой решить структурные проблемы экономики за счет качества жизни населения.
Для решения этой проблемы необходима структурная перестройка экономики с созданием новых экспортоориентированных отраслей, использующих для производства товаров или услуг внутренние ресурсы страны, а также повышение энергоэффективности уже существующих отраслей, так как дефицит в торговле энергоносителями составляет 62% от всего дефицита торгового баланса.
Примером кратковременной структурной перестройки являются 2005-2006 гг., когда мы имели возможность перерабатывать дешевую российскую нефть и продавать ее за рубеж по очень высоким сложившимся на тот момент ценам. У нас на некоторое время возникла дополнительная отрасль, создающая сильный профицит в торговле с внешним сектором. Именно в этот период и наблюдалось максимально положительная ситуация с внешней торговлей и, соответственно, темпами роста ВВП.
Перспективной отраслью в данном плане Валерий Полховский считает сельской хозяйство, так как оно однозначно не требует импорта сырья. Кроме того, цены на сельхозпродукцию в мире постоянно растут в последние годы, и наблюдается также повышенный спрос на нее. Т.е. существует благоприятная внешняя конъюнктура. Это и есть отрасль, на которую нужно сделать ставку в структурной перестройке экономики в ближайшие годы.
Естественно, не стоит забывать про все остальное. Но высокотехнологичные или наукоемкие отрасли требуют соответствующего трудового потенциала и традиций, которых у нас наблюдается дефицит. Мы не сможем создать их быстро, но, естественно, нужно вести работу в этом направлении. А сельское хозяйство есть. Надо просто модернизировать его и повысить экономическую эффективность.
Если подвести итог всему вышесказанному, получается, что нам стоит повышать эффективность использования энергии и приложить существенные усилия для формирования новых экспортоориетированных отраслей. Наиболее простое здесь — модернизация и развитие сельского хозяйства. Но это и есть те цели, которые постоянно оглашаются приоритетами экономического развития страны. Хорошо получается или плохо — это не тема сегодняшнего разговора, но дорогу осилит только идущий.