Предложение России по условиям поставок нефти в Беларусь показалось белорусским властям неприемлемым. Причина проста: Москва не учла интересов Минска. Белорусские власти, как следует из данных, которыми располагают Naviny.by, намерены направить миллиарды долларов на модернизацию отрасли и тем самым повысить эффективность НПЗ. У России же, судя по ее действиям, иные планы на белорусскую нефтепереработку.
Беспошлинная нефть. Эпизод второй
Новое предложение Минфина России, заключающееся в беспошлинных поставках нефти в Беларусь, не имеет ничего общего с ситуацией, которая была до 2007 года.
Четыре года назад Беларусь получала от России беспошлинную нефть. Благодаря этому наша страна имела возможность хорошо зарабатывать в сфере нефтепереработки. За счет дешевого сырья, получаемого из России, Беларусь производила нефтепродукты и продавала их по мировым ценам на западных рынках. Бизнес получался высокомаржинальный.
С 2007 года Россия заставила Беларусь делиться доходами от нефтепереработки. В российский бюджет наша страна перечисляла в 2007-2009 гг. около трети пошлины, взимаемой при вывозе углеводородного сырья из России.
С начала 2010 года Россия заставила Беларусь полностью уплачивать вывозную пошлину на нефть. Беларусь выступила категорично против этого, добиваясь в течение нынешнего года снятия всяких пошлин при поставках в страну российской нефти. И 19 октября Москва «удовлетворила» требование Минска, согласившись вернуться к беспошлинным поставкам нефти в Беларусь, которые действовали до 2007 года.
Слово «удовлетворила» мы неслучайно закавычили. Дело в том, что новые условия поставок беспошлинной нефти в Беларусь, которые выдвинула Москва, коренным образом отличаются от тех, которые существовали до 2007 года. Тогда Беларусь получала беспошлинную нефть и никаких платежей в российский бюджет не делала.
На прошлой же неделе Минфин России предложил поставлять Беларуси беспошлинную нефть при условии, что белорусская сторона будет возвращать в российский бюджет весь объем взимаемых пошлин на нефтепродукты.
«Чуть-чуть лучше» — наихудший вариант для Беларуси
Новая схема поставок нефти в Беларусь могла быть более-менее приемлема для нашей страны в том случае, если бы нам пришлось возвращать в российский бюджет только объем экспортных пошлин на нефтепродукты, произведенных из российской нефти.
Коротко эту схему можно описать так. Беларусь закупает в будущем году 10 млн. тонн российской нефти и приблизительно столько же венесуэльской. Сырье, полученное из латиноамериканской страны, перерабатывается на нефтепродукты, которые затем экспортируются.
Российскую же нефть можно было пустить в основном на производство нефтепродуктов, предназначенных для внутреннего рынка Беларуси. При такой схеме белорусским властям пришлось бы перечислять в российский бюджет сравнительно незначительный объем экспортных пошлин на нефтепродукты.
Однако Россия на такую схему не согласилась. Москва требует от Минска в полном объеме возвращать в российский бюджет экспортные пошлины на нефтепродукты, произведенные из любой нефти — в том числе и из венесуэльской, и из белорусской.
Беларуси эта схема невыгодна. «Это наихудший вариант для Беларуси, может быть, чуть-чуть лучше того, что есть сейчас», — подчеркнул в минувшую пятницу первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко.
Конфликт «нефтяных» интересов Москвы и Минска
Российское правительство, предложив Минску разменять беспошлинную нефть на экспортные пошлины на нефтепродукты, дало понять, что готово передавать белорусским НПЗ углеводородное сырье на аутсорсинг.
То есть вот вам нефть, вы ее перерабатываете, доход от переработки в виде экспортной пошлины возвращаете нам, а сами получаете небольшое вознаграждение.
Но белорусское руководство этот вариант не может устраивать. Впереди модернизация белорусских НПЗ, стоимость которой без малого 3 млрд. долларов. Зачем проводить такую грандиозную модернизацию? Чтобы получать «копейки» за переработку российской нефти?
Белорусские власти рассчитывают не на какой-то там скудный доход от нефтепереработки, а на существенную выгоду, которая возможна в случае увеличения глубины переработки нефти на белорусских НПЗ.
Как отметил зампредседателя «Белнефтехима» Владимир Волков на закрытой для прессы конференции по нефтепереработке, Беларусь за ближайшие годы планирует существенно увеличить эффективность работы отрасли.
«Планируется достичь мирового уровня глубины переработки нефти. В ОАО «Нафтан» — 93% (с нынешних 73%), на Мозырском НПЗ — до 90% (с нынешних 70%)», — сообщил Владимир Волков на конференции, стенограммой которой располагают Naviny.by.
Но чтобы достичь высокой рентабельности отечественной нефтепереработки в будущем, белорусским властям приходится спасать положение НПЗ в настоящем. Все силы сегодня направлены на то, чтобы снизить зависимость нефтепереработчиков от российского углеводородного сырья.
По словам начальника отдела маркетинга и транспортной логистики службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Белорусской железной дороги Александра Евсюка, Беларусь уже получила железнодорожным путем более 1 млн. тонн венесуэльской нефти.
«Из Одесского порта поступило 640 тыс. тонн венесуэльской нефти, из Таллиннского — 335 тыс. тонн, из Клайпедского — 79 тыс. тонн», — сообщил Александр Евсюк на конференции по нефтепереработке.
Обеспечивать потребность НПЗ в углеводородном сырье Беларусь планирует и за счет собственной добычи нефти за рубежом. По словам заместителя гендиректора «Белоруснефти» Владимира Третьякова, в следующем году наша страна намерена удвоить объем добычи нефти в Венесуэле.
«В этом году планируется добыть 600 тыс. тонн нефти в Венесуэле, в следующем — 1,4 млн. тонн. Кроме этого, приступили к работе и скоро будем добывать нефть в Иране», — сообщил Владимир Третьяков.
Для повышения конкурентоспособности нефтепродуктов, выработанных из венесуэльской нефти, Белорусская железная дорога снизила тарифы на их транспортировку. «Скидка составила 52% и 77% в зависимости от маршрута», — сообщил на конференции по нефтепереработке Александр Евсюк.
Дисконт, по его словам, установлен также и на транспортировку венесуэльской нефти в Беларусь.
Таким образом, как видим, белорусская сторона делает все возможное для того, чтобы поддержать нефтепереработку экономически.
Одновременно с этим мы можем наблюдать, что российская сторона делает шаги в обратном направлении.
Это видно и на примере того, что Россия требует возвращать в свой бюджет целиком экспортные пошлины Беларуси на нефтепродукты, хотя эта продукция выпускается не только из российской, но и из венесуэльской, и белорусской нефти. Это выражается и в препятствиях, которые, по словам Александра Лукашенко, Москва чинит поставкам венесуэльской нефти в Беларусь.
Это подтверждает и нежелание России отменять нефтяные пошлины в рамках создания Единого экономического пространства. Возможно, России просто выгодно ухудшение финансового состояния белорусских НПЗ. Чтобы спустя какое-то время, как говорил неоднократно Лукашенко, белорусские активы можно было скупить по дешевке.
Предложение России по условиям поставок нефти в Беларусь показалось белорусским властям неприемлемым. Причина проста: Москва не учла интересов Минска...