Не молочитесь!
15.11.2010
—
Новости Экономики
|
Российская молочная компания «Юнимилк» и французская Danone, подписавшие соглашение о консолидации бизнесов на территории стран СНГ и получившие согласие на сделку от антимонопольных органов, планируют реализовать еще один инвестпроект в Беларуси. Объединенная компания рассчитывает вложить в сырьевую зону и техперевооружение Слуцкого сыродельного комбината с развитием на нем производства молочных консервов $250 млн. По информации «БелГазеты», инвестсоглашение может быть подписано в ходе Белорусского инвестиционного форума 17 ноября во Франкфурте-на-Майне. Доля российского инвестора в белорусском предприятии пока не сообщается. На вопрос корреспондента «БелГазеты» о предполагаемой покупке комбината управляющий директор дивизиона «Беларусь» компании «Юнимилк» Александр Караник ответил лишь, что «речь идет не о покупке слуцкого завода, а о реализации инвестпроекта». По его словам, в случае реализации проекта объем экспорта в годовом исчислении составит около $447 млн. Ранее зампред Минобл- исполкома Александр Ермак сообщил, что слуцкое предприятие будет выпускать молочные консервы, твердые сыры и продукты йогуртной группы из цельного молока. Для «Юнимилк» проект станет уже четвертым, реализованным в Беларуси. 5 января т.г. начался выпуск молочной продукции на совместном российско-белорусском предприятии «Юнимилк Пружаны», в котором пружанскому заводу принадлежит 49%, а российскому инвестору - 51%. 18 июня приступило к выпуску продукции СООО «Шклов Юнимилк» (49% владеет Шкловский маслодельный завод, 51% - «Юнимилк»). С III квартала 2009г. объем инвестиций в белорусские проекты составил около $27,5 млн. Как сообщил на пресс-конференции Караник, предприятия на 99% являются экспортерами, причем в этом году объем поставленной за рубеж продукции составил более $35 млн. Коммерческий запуск еще одного проекта - производства детских соков в Брестской области - «Юнимилк» запланировал на июль 2011г. Объем инвестиций в проект мощностью около 3 тыс. т в месяц составит 10 млн. евро; 100% выпускаемой продукции инвестор рассчитывает поставлять на экспорт. «Беларусь является привлекательной страной для инвестиций, исходя как из географического положения, так и из высокого уровня развития технологий и подготовленных кадров. Это касается сельского хозяйства и отрасли по переработке продукции сельского хозяйства. Эти две отрасли являются перспективными для сотрудничества с иностранными инвесторами», - оценил Караник перспективы Беларуси. По словам Караника, объединенная компания Danone и «Юнимилк» (сделка по консолидации активов должна быть закрыта до конца ноября) намерена расширить сотрудничество с Беларусью, добавив к уже действующим направлениям инвестиции в развитие сырьевой зоны: «Хотим внести свой финансовый и технологический вклад в увеличение производства молока». К тому же, продолжал перечислять он плюсы стратегического партнерства, «мы обеспечиваем максимальную локализацию используемых нами материалов в Беларуси и используем потенциал белорусских перевозчиков». Комментируя объединение бизнесов в СНГ с французской компанией, Караник заметил, что «для Беларуси открываются дополнительные возможности использовать потенциал компании Danone, которая занимает лидирующие позиции на рынках 75 стран. Соответственно, открываются дополнительные горизонты по экспорту продукции, произведенной в Беларуси». О том, каковы перспективы нового проекта «Danone-Юнимилк» в Беларуси, корреспондент «БелГазеты» беседовала с экспертом-аналитиком Молочного союза России Евгением СМИРНОВЫМ. - Около двух лет назад обсуждалась возможность строительства Danone завода в Беларуси. Почему «Danone-Юнимилк» решил инвестировать в уже работающее производство, а не создавать предприятие с нуля? - Строительство с нуля - дело более затратное, нежели реконструкция действующего производства. Слуцкий комбинат расположен в удачной сырьевой зоне. К тому же в Беларуси достаточно перерабатывающих мощностей, незачем строить новые. - Как вы оцениваете заявленный объем инвестиций в предприятие и сырьевую базу? - $250 млн. - огромные средства. Для сравнения, сообщалось, что «Вимм-Билль-Данн» выкупил у Danone 18,4% своих акций (сделка связана с созданием Danone и «Юнимилк» совместного предприятия в СНГ. - «БелГазета») за $470 млн. Это сопоставимые суммы. На $250 млн. можно значительно улучшить как сырьевую, так и перерабатывающую базу. - А зачем объединенному предприятию актив в Беларуси? Не проще ли было бы развивать бизнес в России? - По различным причинам отрасль молочного животноводства в Беларуси развита на порядок сильнее, чем в России. Собственной сырьевой базы России не хватает, а в этом году производство молока у нас даже сократилось. Поэтому инвестиции в белорусское производство перспективны. - В разгар «молочной войны» к качеству белорусского сырья были претензии. Не станет ли это проблемой для «Danone-Юнимилк»? - С приходом в Россию мировых производителей - Danone и Ehrmann - объемы производства высшесортного и первосортного молока российскими сельхозпроизводителями с каждым годом увеличиваются. Причем эти компании развивают сырьевую базу, не только наращивая объемы, но и улучшая качество, в т.ч. снижая содержание антибиотиков в молоке. Думаю, что и в Беларуси у Danone не будет проблем с качеством сырья. - В Слуцке «Danone-Юнимилк» планирует выпускать молочные консервы, твердые сыры и продукты йогуртной группы из цельного молока. Почему выбрана такая номенклатура? - Молочные консервы и сыры - это продукты мировой торговли. Их выбор для выпуска на белорусском предприятии вполне оправдан. Думаю, их будут экспортировать. Годовой объем российского рынка сыров составляет более 700 тыс. т. Из них 40% приходится на импортные поставки. В этом году доля импорта будет еще выше и достигнет, по нашим оценкам, 45-46%. Что касается консервов, то рынок сгущенного молока почти не растет, поэтому, думаю, в данном случае речь идет не о консервах в привычном для нас смысле этого слова, а о сухом обезжиренном и сухом цельном молоке. Это тоже продукты мировой торговли. В России производство сухого молока значительно сокращено, рынок замещен импортной продукцией в еще большей степени, чем рынок сыра. Сухое молоко я бы назвал стратегическим продуктом. Импорт цельномолочной продукции в Россию незначителен по сравнению с импортом масла, сыров и сухих молочных продуктов. Так что йогурты, производимые на слуцком заводе, будут реализовываться внутри Беларуси. - Правда ли, что для молочников производство йогуртов более выгодно, чем, например, молока, поскольку это продукция с высокой добавочной стоимостью? - Все зависит от того, какие йогурты будут выпускаться. Продукты тех же Danone и Ehrmann с шоколадными шариками или фруктовыми наполнителями высокомаржинальны. Но объемы реализации продукции премиум-класса ограничены покупательской способностью населения. А вот объемы продаж молока высоки, хотя добавочная стоимость низка. - Полагаете, «Danone-Юнимилк» будет экспортировать производимую в Беларуси продукцию только в Россию или также на другие рынки, в Европу, например? - Если качество продукции будет соответствовать мировым стандартам, а я в этом не сомневаюсь, то теоретически возможна поставка на рынок Европы. Но мне это представляется малоцелесообразным, поскольку европейский рынок перенасыщен собственным производством. Скорее всего, это будет экспорт в Россию, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Армению, Грузию. - Сможет ли белорусский завод предложить рынку конкурентную цену? - Сейчас в Беларуси установлены цены выше рыночных. Поэтому стоимость белорусского сухого молока в некоторых случаях превышает стоимость европейского. Это нонсенс для мирового молочного рынка. Это уже привело к тому, что белорусские производители стали терять российский рынок. Статистика показывает, что по сухому молоку поставки в этом году сократились на 20%, такая же ситуация сложилась по сырам и маслу (белорусская статистика демонстрирует обратное. - «БелГазета»). Это огромный объем. Но поскольку белорусская молочная отрасль ориентирована на экспорт, то, думаю, в будущем белорусам нужно будет снизить цены. - Открытие производства в Беларуси российским молочным гигантом сделает белорусскую молочную продукцию более конкурентоспособной. А с созданием Таможенного союза внутренние границы между Россией и Беларусью стираются, и значит, контролировать объемы белорусских поставок будет сложнее. Других российских производителей это не беспокоит? - Есть множество рычагов, которые позволят сделать так, чтобы поставки продукции из Беларуси составляли ровно столько, сколько нужно российскому рынку. СПРАВКА «БелГазеты». Евгений Смирнов родился в 1985г. в Ставрополе. Окончил Северокавказский государственный технический университет по специальности «стандартизация и сертификация пищевых продуктов». В 2009г. окончил аспирантуру того же вуза, к.т.н. С 2008г. работает в Молочном союзе России. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Российская молочная компания «Юнимилк» и французская Danone, подписавшие соглашение о консолидации бизнесов на территории стран СНГ и получившие согласие на сделку... |
|