Валютный кризис отправил белорусский глянец в нокдаун. 21.by

Валютный кризис отправил белорусский глянец в нокдаун

26.04.2011 16:42 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Валютный кризис отправил белорусский глянец в нокдаун

  • Кастусь ЛАШКЕВИЧ, TUT.BY

фотоНа днях СМИ уже писали о плачевной экономической ситуации, в которой оказались белорусские независимые газеты. TUT.BY исследовал ситуацию на рынке отечественных глянцевых (и не только) журналов и пришел к неутешительным выводам: дела там еще хуже, чем с газетами.

"Ситуация на грани катастрофы"

ЗАО "БелМедиаСоюз" — издательский холдинг, выпускающий журналы "Auto Bild Беларусь", "Автодело", "Такси" и "Мой компьютер". До недавнего времени все четыре издания печатались в Литве.

По словам директора холдинга Андрея Корсака, цена печати в Беларуси в два раза выше, чем в Евросоюзе: "Нам это объясняют дорогой бумагой и материалами. В ЕС бумага в три раза дешевле, чем у нас. Причина, видимо, в том, что Беларусь получает импортные материалы через нескольких посредников, которые и накручивают цену. Получается, 60-70% себестоимости журнала — это материалы".

Специалист утверждает, что с Литвой работать намного проще не только в плане стоимости услуг. "Там не нужно по нескольку раз ездить и подписывать бумаги — отправляешь файл и получаешь готовую продукцию. Если в Беларуси тираж "Такси" печатают минимум за неделю, то в Литве — максимум за сутки. В плане оборудования и технологического процесса у нас тоже все на доисторическом уровне", — делится Андрей Корсак.

Однако из-за отсутствия валюты ЗАО "БелМедиаСоюз" вынуждены были отказаться от литовских услуг и перенести печать в Беларусь. "Ситуация была на грани остановки производственного процесса. Однако мы сумели найти в себе силы и продолжить работу со значительными корректировками. К примеру, тиражи "Auto Bild Беларусь" и "Мой компьютер" пришлось уменьшить на 20-30% — до конкретных цифр подписки и продаж", — рассказывает TUT.BY собеседник.

Издатель констатирует, если валютный рынок не заработает, издания остановятся в своем развитии. "Мы не можем выплатить зарплату, заплатить налоги. С нами не могут расплатиться дебиторы. Растет наша кредиторская задолженность… Ситуация в отрасли на грани катастрофы", — констатирует директор ЗАО "БелМедиаСоюз".

"Белорусская пресса никому не нужна"

Оксана Белявская, издатель “Женского журнала”, который вместе с приложениями использует услуги белорусских и литовских типографий, также характеризует ситуацию как "очень плохую".

"Глянцевую бумагу в Беларуси не производят. Наши типографии закупают ее в Финляндии, Швейцарии… Белорусский дом печати прислал письмо, в котором сообщил, что услуги печати задним числом подорожали в 2,5 раза! А в Литве нам теперь считают по курсу 8500 рублей за евро", — отмечает специалист в беседе с корреспондентом TUT.BY.

Издатель гламурного издания говорит, что ближайший номер "ЖЖ" будем печататься все же в Литве, где пошли навстречу белорусам и отсрочили платежи. Однако долго так продолжаться не может.

"Есть два варианта развития ситуации. Первый — если Комитет госконтроля, начавший проверку госорганов на исполнение директивы №4, и профильные министерства обратят на нас внимание и снимут ограничения на свободное распространение по всей стране. Сегодня нас не берут в торговые сети. Министерства торговли кивает на Министерство информации и наоборот, из чего мы делаем вывод, что белорусская пресса никому не нужна. Если вы зайдете в любой магазин, то увидите: соотношение российских и белорусских журналов не в пользу последних, — рассказывает Оксана Белявская. — У нас есть подушка безопасности, которая позволит покрыть выход еще двух номеров. Далее, при условии сохранения статус-кво, мы вынуждены будем закрыться".

Литовцы пока терпят

ООО "Медиагруппа "АРТ Престиж" выпускает три журнала на строительную тематику: "Мастерская. Современное строительство", "Оконный рынок" и "Строим дом".

По данным директора издательского дома Ольги Русакович, только в последнее время типографские услуги подорожали от 80 до 100 процентов. "Есть, наверное, такие типографии, которые не очень зависят от импорта, но в основном полиграфия выросла в два раза. Бумага подорожала больше, чем вдвое. Многие поставщики вообще свернули работу", — говорит собеседница.

Одно из изданий "АРТ Престижа" печатается в Литве, ведь "ценник на услуги тут и там практически одинаковый, а в качестве бумаги, печати и сроках выполнения сотрудничать с соседями выгоднее".

“Литовцы весьма заинтересованы в белорусском рынке и не хотят его терять. Потому пока идут нам на уступки — предоставляют отсрочку платежа, рассчитывая, что ситуация с валютой в Беларуси стабилизируется. Однако в конце месяца мы должны будем рассчитаться за номер, и уже сейчас могу сказать, что в полном объеме сделать это не удастся, — рассказывает Ольга Русакович. — Если ситуация внутри страны не улучшится, и литовцы устанут ждать, мы вынуждены будем перейти в белорусскую типографию. Как следствие, наша продукция подорожает прямо пропорционально стоимости бумаги".

Директор издательского дома "АРТ Престиж" констатирует и определенный спад рекламных поступлений. "О конкретных цифрах пока говорить рано. Однако, судя по всему, с текущим номером журнала "Мастерская. Современное строительство", где преобладает имиджевая реклама, нам вряд ли удастся выйти на самоокупаемость. Зато в журнале "Строим дом", ориентированном на частное строительство, особых изменений пока не произошло".

“Еще месяц и на негосударственной прессе можно будет поставить крест"

Учредитель и владелец издательского дома "Туринфо" (глянцевые журналы "TimeCity Magazine", "Малышок", "Свадебный сезон", специализированные газеты "Мобила", "Мебель", "Отдых", "Свадьба" и др.) Максим Таборов отмечает, что в последнее время условия существования на рынке печатных изданий изменились радикальным образом.

"Мелованная бумага за месяц подорожала в 2,1 раза. Еще в марте бумагу можно было купить по 4.8 млн/тонна. 11 апреля тонну предлагали уже за 6 млн, а 15 — за 10 млн. Велик риск того, что вскоре поставки мелованной бумаги могут вообще прекратиться. В виду отсутствия валюты импортеры не знают, как расплачиваться с поставщиками", — говорит издатель.

По его словам, ранее многие белорусские издания на качественном материале печатались в литовских и украинских типографиях, предлагавших на многие заказы расценки ниже белорусских. "В марте я еще успел напечатать в Литве два больших заказа, которые у нас не могли выполнить по техническим требованиям. Привез их в Беларусь и поместил заявку на покупку валюты на бирже. Прошел месяц, а заявка так и болтается без ответа. Даже когда валюта появлялась, она шла на оплату газа и медикаментов — СМИ к первоочередным платежам не относятся, — объясняет Максим Таборов. — Сегодня продолжать печататься в Литве могут только те, кому тамошние типографии продолжают "верить в долг". Но это ненадолго. Мы с литовскими поставщиками постепенно рассчитаемся собственной валютной выручкой, так как ИД "Туринфо" хоть в сравнительно небольших объемах, но экспортирует рекламные услуги".

Тем временем, в Беларуси резко подорожала и офсетная бумага, на которой печатаются многие рекламно-информационные издания. По словам владельца издательского дома "Туринфо", 22 апреля он получил письмо, в котором сообщалось, что офсетная бумага, которая ранее стоила 3,9 млн за тонну, с 20 апреля подорожала до 8,2 млн. Повышение задним числом произошло уже после того, как заказ был размещен, а цена на него рассчитана исходя из прежних расходов.

Максим Таборов подчеркивает, что при нынешней вакханалии цен рассчитывать на сохранение рентабельности печатных изданий "очень сложно" еще и по причине сужения рекламного рынка: "Например, с майского номера журнала "Малышок" слетел 21% рекламы, предусмотренной годовыми контрактами. У многих рекламодателей — импортеров детских товаров (подгузники, соски, детские смеси и т.д.) — пустые склады, а сотрудники распущены в неоплачиваемый отпуск".

По мнению специалиста, нынешняя ситуация приведет к резкому сокращению рынка информационно-рекламных печатных СМИ, который и так давно находится в выжидающей позиции.

"Буквально на днях Дом печати разослал письмо, в котором предложил рассчитаться за все предыдущие услуги "день в день". То есть, издательству, которое печатается, к примеру, на 100 млн рублей в месяц, нужно одномоментно заплатить эту сумму. По сути, это абсолютно законное требование, предусмотренное двусторонним договором. Но поскольку запаса прочности у большинства изданий нет, многие в силу недостатка оборотных средств вынуждены будут прекратить существование”, — уверен владелец издательского дома "Туринфо".

Усложнит ситуацию и череда грядущих майских праздников, которые повлекут за собой сокращение платежей и оборотов в расчетах между фирмами.

“Думаю, если ситуация валютной неопределенности продлится еще месяц, то на понятии "белорусская негосударственная пресса" можно будет поставить крест. Когда поступления падают, а затраты растут, неизменно начинаются долги и банкротства”, — прогнозирует Максим Таборов.

При этом он отмечает, что УП "Туринфо" нашел выход из текущей ситуации, направив оборотные средства и запасы в приобретение материалов, которых хватит, чтобы в ближайшее время производственный процесс не прерывался.

Назад в 1990-е

Главный редактор интеллектуального белорусскоязычного журнала "Arche" Валерий Булгаков сообщил TUT.BY, что в связи с двукратным ростом цен на материалы и печать было принято решение о переходе издания с российской офсетной бумаги на газетную шкловского производства. Именно на газетной бумаге журнал начинал печататься в конце 1990-х, но потом с нормализацией экономической ситуации перешел на более качественную.

"Только что мы сдали в типографию новый номер, полные расходы на который составили около 9 млн рублей. Если бы мы продолжили издаваться на офсетной бумаге, стоимость бы составила порядка 15 млн. При том, что еще в прошлом году подобный заказ стоил примерно 7 млн", — говорит главред "Arche".

Однако, по-словам Булгакова, переход на отечественную бумагу невысокого качества — вовсе не панацея от всех бед. Во-первых, полное импортозамещение невозможно, так как бумага и краска для обложки в Беларуси не производится. Во-вторых, переход на газетную бумагу предполагает определенные сложности. Ее нужно купить, размотать, завести в типографию. Если на офсетной бумаге номер печатается 5 дней, то на газетной — несколько недель.

В 2010 году редакция "Arche" выпустила 10 номеров, средний объем каждого из которых составил 500 страниц. Тираж номера — около 700 экземпляров.

"Несмотря на скептические представления многих, в минувшем году только продажа журнала принесла более 60 млн рублей. С учетом того, что печать одного номера стоила 5-6 млн, мы могли рассчитывать на собственные силы, — говорит Валерий Булгаков. — Однако единственная возможность выжить в сложившейся ситуации — минимизировать расходы. В связи с этим хочу извиниться перед читателями: возможно, они не рассчитывали получить то, что получат".

Существование единственного белорусского журнала, входящего в европейскую сеть интеллектуальных журналов "Eurozine" — усложняется еще и недавним предупреждением от Министерства информации. Поводом для него стали неточные выходные данные номера издания, посвященного событиям 19 декабря 2010 года.

"При двух предупреждениях уже можно ставить вопрос о судебном закрытии издания. Мининформ подчеркнул, что мы вышли за рамки дозволенного и приблизились к границам, которые в белорусском медиа-пространстве старательно табуируются", — отметил рулевой "Arche", напомнив, что с 2005 года на распространение журнала через сети "Белсоюзпечать" и "Белкнига" "наложен политический запрет".

Политолог-интеллектуал высказывает "большое сомнение" в перспективе выживания печатных СМИ в Беларуси. Ответом команды "Arche" на эти вызовы стал радикальный редизайн интернет-сайта издания, который совместит в себе функции интеллектуальной площадки, интернет-магазина и видеосервиса.
 
Теги: Курсы валют
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На днях СМИ уже писали о плачевной экономической ситуации, в которой оказались белорусские независимые газеты. TUT.BY исследовал ситуацию на рынке отечественных...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика