Потекло
05.09.2011
—
Новости Экономики
|
Итак, по мнению помощника президента по экономике, частный бизнес пытается захватить молочную промышленность. В частности, облисполкомами надлежащим образом не реализуются нормы указа N107 от 14.03.2011г. Кроме того, отдельные лица активно используют лазейки для обхода норм указа, например производят дарение акций близким родственникам. Значит ли это, что в Беларуси может произойти номенклатурная приватизация, при которой активы будут скуплены за бесценок? Приватизация молочной промышленности - столь тонкая материя, что оценка происходящего весьма сильно зависит от того, под каким углом и с каким настроением смотреть на проблему. Если под «неэффективной» или «грабительской» приватизацией понимать любое отчуждение предприятий молочной промышленности частным инвесторам, то действительно можно выявить определенные риски. Напомним, что указ N107 - это появившийся в марте т.г. (но действующий «задним числом» - с 1 января 2011г.) нормативный документ, определяющий правила отчуждения акций ряда предприятий. Приватизация в нашей стране проводилась по достаточно интересной схеме, при которой многие акции физлиц оказались замороженными на длительный срок. Декретом N3 от 20.03.1998г. «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» были предусмотрены ограничения по отчуждению акций, приобретенных гражданами РБ у государства за денежные средства на льготных условиях (по цене на 20% ниже номинальной стоимости) и в обмен на именные приватизационные чеки «Имущество». Эти ограничения частично и поэтапно отменялись в 2008-09гг. и только с 2011г. прекратили свое действие. В начале года казалось, что собственники акций дождались: акции, лежавшие «мертвым грузом», наконец, стало можно продать хоть за какие-то деньги. Полная отмена моратория на отчуждение «приватизационных» акций вызвала всплеск активности на фондовом рынке, однако весьма скоро акции некоторых предприятий перестали торговаться по причинам административного характера. Выяснилось, что государство не хочет отдавать в руки инвесторов часть активов, в т.ч. предприятия молочной промышленности. В соответствии с указом N107, с 1 января 2011г. преимущественное право на приобретение ряда акций имеют областные исполкомы и Мингорисполком. Причем данным органом предоставлен существенный срок - 90 дней - для того, чтобы воспользоваться своим правом. Если отчуждение акций произведено с нарушением данных правил, то соответствующий исполком имеет право в течение еще 90 календарных дней требовать в судебном порядке перевода на себя прав и обязанностей приобретателя таких акций. Таким образом, государство не запрещает продавать акции молочных предприятий за бесценок, а скорее хочет иметь возможность вернуть эти акции обратно в свою собственность за бесценок, если подвернется удобный случай. Ссылка на то, что отдельными облисполкомами не реализуются нормы указа, скорее всего, может означать лишь одно - исполкомы не пользуются своим преимущественным правом. На самом деле воспользоваться им тоже не так просто, поскольку это требует отдельного бюджета. Впрочем, если средств на оплату акций не будет, очевидно, то это - проблема продавца акций. Наконец, ссылка на «лазейки», которые используются собственниками для отчуждения акций, вообще не выдерживает критики. Это фактически одно из немногих прав, которое остается у акционера. В соответствии с указом N107, преимущественное право на приобретение акций (долей в уставных фондах) не распространяется на случаи: дарения близким родственникам, наследования, обмен акций при реорганизации, выкуп акций акционерным обществом и обращение взыскания по решению суда. Все иные способы отчуждения формально подпадают под преимущественное право на приобретение, поэтому, исходя из буквального толкования, исполком теоретически может, например, перевести на себя права и обязанности по договору дарения акций, заключенного между физлицами, не являющимися близкими родственниками. Учитывая, что способы отчуждения акций не ограничиваются прямой продажей, а реализация «преимущественного права», когда бывший акционер хочет подарить свои акции, либо внести их в уставный фонд, обменять на какое-либо имущество, кажется абсурдной, объем полномочий акционеров существенно ограничен. Таким образом, говорить о номенклатурной приватизации можно тогда, когда, пользуясь властным положением, скупаются прежде всего госактивы. Здесь ситуация иная - государство не дает собственникам самостоятельно определять условия использования своей собственности во имя великих целей и идеалов. Так что положение в молочной промышленности действительно катастрофическое. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Итак, по мнению помощника президента по экономике, частный бизнес пытается захватить молочную промышленность. В частности, облисполкомами надлежащим образом не...
|
|