Усилия властей привлечь иностранные инвестиции пока тщетны. По данным официальной статистики, за январь — июль 2011 года объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил 1 миллиард 58 миллионов долларов США. Это всего лишь 16,3% от запланированного годового объема.
Отдельный разговор — структура поступивших в страну ПИИ. По данным Министерства экономики, примерно 600 миллионов долларов из них — реинвестированные доходы. В переводе на доступный язык это означает, что никакого притока ПИИ не было, а названные 600 млн. — размер прибыли, которую иностранные инвесторы заработали на белорусской земле, но не изъяли.
Еще 354 миллиона долларов поступили в этом году в уставные фонды белорусских банков. Таким образом, если из этого миллиарда вычесть 600 млн. долларов реинвестированных доходов и 354 млн. долларов банковских ресурсов, то получается, что реальному сектору экономики удалось привлечь лишь 104 миллиона.
Министерство экономики объясняет проблемы с их привлечением проблемами на валютном рынке страны. Отвечая на вопрос БелаПАН, начальник главного управления макроэкономического анализа и прогнозирования Министерства экономики Антон Долговечный отметил, что в условиях множественности курсов белорусского рубля инвесторы не могут планировать свою работу. «Каким образом можно инвестировать, если ты не знаешь, какие будут цены, какая будет прибыль и какие издержки?!», — задал чиновник риторический вопрос.
В условиях дефицита прямых иностранных инвестиций государству пришлось изыскивать другие источники для финансирования инвестпроектов.
В аналитическом обозрении Нацбанка за первую половину 2011 года подчеркивается, что «впервые за всю историю суверенной Беларуси на первое место среди источников финансирования» инвестиций в основной капитал вышли кредиты банков. Они достигли 37,3%.
В принципе, удельный вес банковского кредитования в качестве источника финансирования инвестпроектов неуклонно увеличивался последние восемь лет. Оно и понятно: для белорусских предприятий это чуть ли не единственная возможность привлечь деньги. За январь-июль нынешнего года прирост требований коммерческих банков к экономике составил 33%.
Для увеличения кредитования экономики в нынешнем году пришлось увеличить и ресурсную базу (пассивы) банков. И прирост ресурсной базы в значительной степени был обеспечен за счет эмиссионных источников. Так, средства Национального банка в пассивах коммерческих банков увеличились за первое полугодие на 24,5% (на 6,8 триллиона рублей). По данным Naviny.by, наибольший объем эмиссионных денег получили два ведущих госбанка — «Беларусбанк» и «Белагропромбанк».
Эмиссионное кредитование экономики и повлекло за собой усиление инфляционных и девальвационных процессов. Очевидно: чтобы избежать столь же негативных последствий в будущем, государству необходимо обеспечить финансирование экономики за счет притока иностранных инвестиций.
Однако сделать это не так-то просто. Как отмечает экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова, притоку иностранных инвестиций в страну препятствует целый ряд факторов: «Один из них — нынешний валютный кризис, который проявляется в множественности курсов белорусского рубля. Соответственно, любая финансовая модель, которую в сегодняшних условиях строит инвестор, предполагает высокую погрешность. А чем больше погрешность, тем выше риски для инвестора».
По ее мнению, на активность иностранных инвесторов на территории Беларуси нельзя рассчитывать, пока у нас не утихнет валютный кризис: «Все зависит от времени стабилизации ситуации на валютном рынке Беларуси. Только когда это произойдет, можно будет пытаться восстановить доверие иностранных инвесторов к нашей стране». Но процесс этот будет долгим и трудным.
Ошибки, допущенные белорусскими властями в процессе приватизации, тоже не содействуют приходу инвесторов, говорит Акулова. «Завышенная стоимость приватизируемых активов, их низкая эффективность сдерживают приток иностранных инвестиций в страну. К тому же госпредприятия, которые включены в план приватизации, зачастую даже не ведут поиск инвесторов», — отмечает экономист BEROC.
Еще один серьезно сдерживающий фактор - политические риски, которые выросли в глазах инвесторов после прошедших 19 декабря 2011 года президентских выборов. Какой крупный инвестор из наиболее развитых стран решится пойти в страну, против которой введены американские и евросоюзные санкции, тем более экономические? Да и общий негативный имидж белорусских властей в западных СМИ делает свое дело. Европейский же бизнесмены последние девять месяцев читали и слышали о Беларуси только новости, связанные с преследованием оппозиции и дефицитом валюты в стране.