В ЭТОМ году ОАО «Свинокомплекс «Борисовский» хотело реализовать часть своей продукции в Россию. Но, как признается директор предприятия Владимир ЯСКЕВИЧ, сделать этого не смогло. Сказалось отсутствие специалиста по внешнеторговой деятельности, опыта работы в этой сфере, особенно в поиске покупателя. С подобными проблемами сталкиваются и другие белорусские сельхозпроизводители, которые хотели бы продавать свой товар в соседней стране. Как помочь новым игрокам на общем рынке Союзного государства?
— К решению этой проблемы можно было бы подключить сайт Постоянного комитета Союзного государства, — считает заведующая сектором внешнеэкономических отношений РУП «Институт системных исследований в АПК» НАН Беларуси Мария Байгот. — В специальном его разделе смогли бы размещать информацию о желании купить или продать сельхозпродукцию субъекты хозяйствования Беларуси и России. Они выставили бы цены и условия сделок. Тогда поиск партнеров значительно упростится.
Однако представители Постоянного комитета союзного государства скептически отнеслись к этой идее. Они считают свой сайт официальным ресурсом, где коммерческая деятельность некорректна. Что же делать? Как привлечь современные информационные технологии для продвижения продукции АПК на новые рынки?
— Выход есть, — утверждает председатель знаменитого белорусского агрокомбината «Снов» Несвижского района Николай Радоман. — Недавно в рамках Таможенного союза появилась агропромышленная ассоциация. Почему ей не создать свой сайт, на котором бы размещали информацию продавцы и покупатели сельхозпродукции? Кстати, он помог бы регулировать и цены на нее. Ведь они иной раз не отражают истинную картину спроса и предложения.
Поставки белорусского продовольствия в Россию (январь--август 2011 г.)
Наименование продуктов, тыс. т
Январь--август 2011 г.
Январь--август 2011 г. в проц. к январю--августу 2010 г.
Мясо и мясные субпродукты
158,7
122,6
Молоко и сливки сгущенные и сухие
101,0
91,4
Молоко и сливки несгущенные
113,6
108,6
Сыры и творог
89,8
108,5
Масло сливочное
47,5
108,3
Сахар
137,6
106,3
Кроме информационных, существуют и правовые проблемы сотрудничества аграриев двух стран. Хотя границ между ними нет, однако поставка любого товара считается экспортом. А это значит, что уплата НДС осуществляется по принципу страны назначения. Экспортеру необходимо получить подтверждение уплаты этого налога на бумажном носителе и в электронном виде. А это вызывает много хлопот. Можно ли упростить процедуру?
— Да, — считает директор Борисовского мясокомбината Сергей Позняк. — Можно вообще отменить уведомление об уплате НДС. Достаточно документа о получении валютной выручки, который и будет служить свидетельством законности об освобождении экспортера от этого налога.
Лишние заботы создает и необходимость оформления паспорта сделки в качестве инструмента валютного контроля.
— Этот документ также можно отменить, — считает директор РУП «Институт системных исследований в АПК» НАН Беларуси Валерий Бельский. — Ведь необходимые реквизиты имеются во внешнеэкономическом контракте, и действуют предельные сроки возврата валютной выручки.
Немало времени и средств отнимает и оформление сертификата происхождения товара на каждую партию. Специалисты предлагают сделать его необязательным, а оформлять лишь в том случае, если он по каким-либо причинам нужен покупателю. В торговле со странами Таможенного союза, унифицировавшими большинство импортных тарифов, консолидировавших поступление от взимания импортных таможенных пошлин, могут быть только единичные случаи возникновения необходимости в этом документе.
В настоящее время надо оформлять статистическую декларацию на каждую партию товара с помощью таможенного агента и предоставлять ее в таможенные органы. Это весьма затратная процедура. Лучше было бы передать функции статистического учета экспорта в рамках Таможенного союза Белстату, введя ежемесячную или ежеквартальную отчетность, возможно, в электронном виде.
Затронутые проблемы говорят о том, что во взаимной торговле мы иной раз по старинке, образно говоря, руководствуемся компасом. А ведь есть уже и более современные приборы, скажем, навигатор. Его-то и надо брать на вооружение.
В ЭТОМ году ОАО «Свинокомплекс «Борисовский» хотело реализовать часть своей продукции в Россию. Но, как признается директор предприятия Владимир ЯСКЕВИЧ, сделать...