На совещании 22 ноября Александр Лукашенко окончательно развеял иллюзии правительства относительно возможного пересмотра плановых показателей. Подобные попытки глава государства решил жестко пресечь, а правительству поручил проводить прежнюю экономическую политику — которая «служила и будет служить людям». К чему такая политика привела в этом году, вспоминать не хочется.
Госплан не обсуждается
Де-факто 22 ноября, как и предполагалиNaviny.by, Лукашенко поставил крест на предложениях правительства, озвученных 8 ноября. Мнение президентской администрации, выступавшей за высокие темпы роста ВВП, за выполнение плановых показателей, глава государства разделил полностью.
Членам правительства, которые ранее верили в возможность пересмотра утвержденных планов социально-экономического развития, было прямым текстом сказано, что доведенные показатели обязательны для выполнения.
Работники министерств и ведомств раньше-то думали, что показателями можно будет пренебречь. Не далее как в октябре в правительстве рассматривался проект макропрогноза на 2012 год, и тогда, по информации Naviny.by, предлагалось «отказаться от доведения показателя по ВВП в указе президента», чтобы минимизировать «риск возврата к внутреннему стимулированию экономики».
Однако отказ от атрибутов плановой экономики Лукашенко считает недопустимым, о чем он недвусмысленно и заявил на совещании 22 ноября. Даже беспрецедентная девальвация и рекордная за последнее десятилетие инфляция не позволили поменять убеждения белорусского лидера. Те, кто верил в обратное, получили порцию критики за невыполнение плановых показателей в 2011 году.
«К сожалению, даже беглое ознакомление со статистикой показывает, что прогноз этого года не будет выполнен. И по промышленности, сельскому хозяйству, строительству жилья, и по модернизации есть масса проблем», — констатировал Лукашенко, подчеркивая недостатки в работе правительства.
Вместо роста ВВП на 9-10% по итогам 2010-го этот показатель все последние месяцы снижался и к 1 ноября опустился до 7%, прирост продукции сельского хозяйства составил 6,1% вместо запланированных 7-8%, построено за январь-октябрь 4,23 млн. квадратных метров жилья при установленном годовом плане 7,5 млн. квадратных метров.
В общем, не выполняются показатели! Хотя в первом полугодии многие из них даже перевыполнялись. В январе-мае ВВП, напомним, прирос на 12,5%. «Это фантастика. В Китае этого нет, в Европе этого нет», — восклицал в июне этого года вице-премьер Владимир Семашко.
Но стоило Нацбанку летом прекратить эмиссионное кредитование, правительству — сократить финансирование госпрограмм, так сразу темп роста ВВП стал каждый месяц, начиная с июня, снижаться. И сейчас уже получается, что план по этому ключевому для белорусской власти макроэкономическому показателю выполнить не удается.
Действия правительства и Нацбанка были легко объяснимы: сокращая эмиссионное финансирование экономики, власти жертвовали ростом ВВП во имя стабилизации ситуации на валютном рынке. Благодаря сдерживанию эмиссии стране в октябре наконец-то удалось выйти на единый курс рубля.
Однако Лукашенко сейчас вновь возвращает правительство на рельсы плановой экономики, подразумевающей безусловное выполнение директивных показателей.
Глава государства потребовал на совещании 22 ноября выйти на темп роста ВВП в размере 5-5,5% в 2012 году.
«Из этого исходите. Премьер знает мои требования — считайте. Кто не согласен и не может — пожалуйста, мы найдем другую работу», — подчеркнул президент, обращаясь к правительству.
Рост ВВП ведет к росту бедности
Две недели назад белорусское правительство подчеркивало, что на высокие темпы роста ВВП в 2012 году идти нельзя. По расчетам правительства, которые были озвучены 8 ноября, достижение высоких темпов роста ВВП потребует многотриллионной рублевой эмиссии.
Рост ВВП на 5-5,5%, который собирается утвердить президент, близок, по классификации правительства, к инерционному сценарию развития экономики. На заседании правительства 8 ноября подчеркивалось, что инерционный сценарий предполагает рост ВВП на 7,1% и возможен в случае эмиссии 30 трлн. рублей. По расчетам правительства, реализация такого сценария приведет к гиперинфляции и увеличению курса до 22 тыс. рублей за доллар в 2012 году.
Ниже приводим расчеты, которые две недели назад были представлены в правительстве.
Сценарии развития макроэкономической ситуации в 2012 году
Однако Александр Лукашенко, судя по всему, не верит всем этим расчетам. На совещании 22 ноября президент заявил, что его неприятно удивил «тот разнобой в действиях» правительства и «те вбрасывания в прессу разных страшилок, которыми они сами себя пугают».
Вместо «страшилок» правительству дали на совещании 22 ноября «мобилизирующую программу». Одним из компонентов такой программы выступает прогноз социально-экономического развитий, предусматривающий рост ВВП более чем на 5%.
«После того, как я поставлю свою подпись под этим документом, все бегают по стране и говорят: это реально, это благо, флаг в руки, вперед, мобилизация!», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Наряду с высокими темпами роста ВВП президент потребовал от правительства снизить рост цен. Инфляция в 2012 году не должна превысить 22%.
Теоретически, говорят эксперты, инфляцию до такого уровня можно снизить. Однако для этого необходимо ужесточить денежно-кредитную политику, ограничить вброс рублей в экономику.
До настоящего времени, к сожалению, денежно-кредитная политика так и не была в должной мере ужесточена. Финансирование госпрограмм за счет эмиссионных источников по-прежнему продолжается.
Как сообщили Naviny.by информированные эксперты, госбанки для подкрепления рублевой ликвидности берут сегодня рублевые ресурсы у Нацбанка. «Несмотря на высокие процентные ставки, привлечь средства в Нацбанке дешевле, чем на межбанке, поэтому госбанки и выбирают эмиссионный источник», — сообщил Naviny.by собеседник в госорганах.
С учетом того, что эмиссионные ресурсы используются, наблюдатели не ожидают быстрого падения инфляции в 2012 году.
Что касается ВВП, то пока не просматриваются неэмиссионные источники, которые позволили бы добиться в будущем году существенного прироста этого показателя.
«Источником роста ВВП может выступать внутренний или внешний спрос. Рассчитывать на внутренний спрос не приходится — потребительское кредитование сжалось, доходы населения упали. Что касается увеличения внешнего спроса на белорусскую продукцию, то пока эта перспектива под большим вопросом. Прогнозы по росту российского рынка, куда мы поставляем свою продукцию, на будущий год не самые оптимистичные», — отмечает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
Соответственно, остается один традиционный для Беларуси источник, который позволяет при любых обстоятельствах добиться роста ВВП, — эмиссионный. Однако опыт 2011 года показал, что использование этого источника ведет к девальвационным и инфляционным процессам. Доходы населения при таком сценарии падают, а цены растут.
«Какой смысл в росте ВВП, если это ведет к росту бедности?!», — задает риторический вопрос Александр Чубрик.