Выполняя требования кредиторов, в частности, Антикризисного фонда ЕврАзЭС, белорусским властям приходится сегодня вносить изменения в законодательство. Условием выделения третьего транша Антикризисного фонда ЕврАзЭС является внесение изменений в Банковский кодекс Беларуси. Законопроект о внесении таких изменений, текстом которого располагает интернет-газета Naviny.by, предполагает повышение степени независимости белорусского Нацбанка.
Мечту положили на бумагу
Законопроект о внесении изменений в Банковский кодекс предусматривает, что Национальный банк не только осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией, но и «независим в своей деятельности от других государственных органов, в том числе местных исполнительных и распорядительных органов».
Из новой редакции Банковского кодекса предлагается исключить норму о том, что банки могут «выполнять поручения правительства», а также «республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов».
В новой редакции Банковского кодекса будет также оговорено, что представители правительства могут участвовать в заседаниях правления Нацбанка «с правом совещательного голоса», то есть выступать, как пояснили Naviny.by в госорганах, лишь наблюдателями.
Разграничение полномочий правительства и Нацбанка будет выражаться и в том, что меняется статус руководителя центрального банка Беларуси. Согласно действующей 37-й статье Банковского кодекса «председатель правления Национального банка является членом правительства». После внесения изменений в кодекс глава Нацбанка этот статус потеряет и сможет принимать участие в заседаниях правительства лишь «с правом совещательного голоса».
Кроме этого, Нацбанку новая редакция Банковского кодекса запретит выполнять функции, которые не свойственны центральным банкам.
В Беларуси ранее получило практику участие Нацбанка в деятельности (финансировании) сельхозпредприятий. За счет эмиссионных ресурсов Нацбанка поднимались с колен сельхозорганизации. Статья 48 Банковского кодекса запрещает центральному банку быть участником хозяйственных обществ и иных юридических лиц. Оговорку «если иное не предусмотрено президентом Беларуси» законопроект исключает.
Эксперты Naviny.by в банковских кругах отмечают, что вопрос повышения независимости Нацбанка для Беларуси актуален. Однако, добавляют они, на бумаге с учетом прошлогодних изменений в устав НБРБ независимость центрального банка уже закреплена. В уставе Нацбанка уже присутствуют нормы об операционной независимости центробанка, неучастии Нацбанка в финансировании реального сектора экономики, а также положение о новом статусе главы Нацбанка.
Соответственно, включение этих норм в Банковский кодек позволит выполнить условие о получении третьего транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС, но правовое поле сильно не изменит.
Банкиры говорят, что проблема сегодня заключается не в правовом обеспечении, а в том, как это право реализуется. «Вопрос не в том, что записано на бумаге, а в правоприменительной практике», — констатируют эксперты Naviny.by.
Независимость Нацбанка белорусские банкиры называют «мечтой» и добавляют, что те страны, которые начали ее воплощать в жизнь, получили положительный эффект.
Вместе с тем, минувший год показал, что реальной независимостью Нацбанк Беларуси не обладает. Несмотря на понимание того, что эмиссионное финансирование экономики пагубно влияет на стабильность курса белорусского рубля, эмиссионные кредиты центральный банк выдавал до 1 июня 2011 г. Почему выдавал? Потому что выполнял указы президента и постановления правительства.
Гарант независимости Нацбанка
Экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич вспоминает, что в первой половине 1990-х, когда разрабатывался закон о Национальном банке Беларуси, вопрос о его независимости был поставлен во главу угла.
«Мы тогда заложили в закон, что Нацбанк подотчетен лишь парламенту. Более того, мы тогда отстояли позицию, что определять денежно-кредитную политику страны должен Национальный банк, а не парламент», — говорит Станислав Богданкевич.
Он убежден, что центральный банк в любой стране должен быть независимым.
«Для Нацбанка главным должно быть обеспечения стабильности курса национальной валюты. На Западе кто угодно может прийти к власти — левые, правые, центристы — а центральный банк должен гарантировать стабильный курс», — отмечает Богданкевич.
Появление президентской власти в Беларуси, подчеркивает Богданкевич, поставило крест на независимости Нацбанка. «Председателя Нацбанка ввели в состав правительства и подчинили президенту», — констатирует Богданкевич.
Бывший глава Нацбанка Беларуси не верит, что центральный банк в нынешних условиях сможет стать независимым. «В нынешней политической ситуации это невозможно. Другое дело, что после прошлогодних событий власти, возможно, будут больше прислушиваться к рекомендациям Нацбанка», — предполагает Станислав Богданкевич.
На примере Украины можно увидеть, что там центральный банк занимает достаточно независимое положение и периодически даже вступает в открытую полемику с правительством. В середине 1990-х, когда Нацбанк Украины не мог проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, результат был тем же, что и в Беларуси в 2011-году, — гиперинфляции.
«В середине 1990-х Нацбанк Украины занимался эмиссионным финансированием экономики, и тогда это привело к очень негативным последствиям. В 1994-м году инфляция составила 500%, в 1995-м — 282%», — вспоминает руководитель информационно-аналитического центра Forex Club в Украине Николай Ивченко.
Печальный опыт 90-х, говорит он, преподал всем урок, и сегодня другие госорганы не вмешиваются в монетарную политику Нацбанка Украины. «Ни Минфин, ни президент не вмешиваются сегодня в эмиссионную деятельность Нацбанка с целью профинансировать госрасходы», — констатирует Николай Ивченко.
По мнению эксперта, залогом самостоятельности Нацбанка Украины является позиция президента. «Воля и желание украинского президента состоит в том, чтобы Нацбанк был независимым», — резюмировал Ивченко.