В Беларуси отмечается самая малая за пять лет численность официальных безработных и самое большое количество вакансий. Между тем существует явное противоречие между требованиями работодателей и тем, что могут предложить потенциальные работники.
На 1 марта на учете по безработице в органах по труду, занятости и соцзащите состояли почти 31,5 тыс. человек — на 7,6% меньше по сравнению с 1 марта 2011-го. Как свидетельствует анализ аналогичных данных за пять прошедших лет, такая численность безработных по состоянию на 1 марта — самая низкая (а максимум был зафиксирован на 1 марта 2008 года — 50,8 тыс. зарегистрированных безработных), сообщил БЕЛТА начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Николай Кохонов.
Число свободных рабочих мест на 1 марта возросло, исходя из заявок нанимателей, до 54,2 тыс. — на 6,5% больше, чем год назад. Такое количество вакансий максимальное с 2007 года, отметил Николай Кохонов.
Сложившиеся тенденции на рынке труда позволяют утверждать, что значительного изменения ситуации с занятостью населения в ближайшие месяцы не ожидается, подчеркнул специалист: «Ситуация на рынке труда стабильная, резких изменений в ту или иную сторону не фиксируется, наблюдаются лишь небольшие сезонные колебания, характерные для этой поры года».
И все-таки, официальная безработица — это одно, а незанятые в экономике трудовые ресурсы — совсем другое. В январе-сентябре 2011 года в экономике было занято 4 млн. 653,2 тыс. человек, что на 0,2% меньше, чем в январе-сентябре 2010 года. Между тем, согласно итогам переписи 2009 года, в Беларуси доля населения в трудоспособном возрасте значительно больше числа занятых в экономике — 5 млн. 853 тыс. человек, или 62% населения страны. Таким образом, более миллиона человек трудоспособного возраста находятся не у дел.
Количество вакансий почти в два раза меньше числа претендентов
Как рассказала Naviny.by консультант по подбору персонала, руководитель проекта «Аналитический обзор рынка труда» консалтинговой группы «Здесь и сейчас» Светлана Рабченок, на основании результатов ежегодного исследования рынка труда, проводимого компанией, в конце прошлого — начале этого года были выявлены несколько тенденций. Так, количество вакансий в компаниях Беларуси почти в два раза меньше числа претендентов на них. Специалист подчеркнула, что речь, безусловно, идет не о безработных, а о соискателях, находящихся в активном поиске работы.
До прошлогодней девальвации ситуация была иной — количество вакансий было равно или превышало количество соискателей: «Как только ухудшается экономическая ситуация, бизнес замедляет свое развитие, рабочие места сокращаются, в результате чего происходит выход потенциальных сотрудников на рынок труда».
Квалификация соискателей не устраивает работодателей
В настоящее время, отметила Светлана Рабченок, в связи со стабилизацией экономической ситуации наблюдается тенденция увеличения числа вакансий на рынке труда. Однако, говорит специалист, работодатели все чаще предъявляют повышенные требования к квалификации будущих сотрудников. Чтобы создавать конкурентоспособную продукцию и услуги требуются высококлассные специалисты с такими дополнительными компетенциями как владение иностранным языком и высоким уровнем коммуникаций, подчеркнула Светлана Рабченок.
Например, отмечает руководитель департамента рекрутинга консалтинговой группы «Здесь и сейчас» Ольга Надточаева, около 80% специалистов в области маркетинга владеют английским языком лишь на базовом уровне. При этом наблюдается рост запросов работодателей на специалистов с высоким уровнем английского языка, который нынешний рынок удовлетворить просто не может.
Трудно сказать, почему белорусские работники не уделяют должного внимания своему развитию. Однако ситуация такова: на одну вакансию приходится от 50 до 100 резюме, а после отбора в конкурсе участвует три-четыре человека, говорит Рабченок.
После такого просева инициатива нередко переходит уже к соискателям. Случается, что на каждого специалиста с высоким уровнем подготовки и опытом работы претендует сразу несколько работодателей. Высококлассных специалистов приходится чуть ли не уговаривать занять те или иные позиции: «Достойные кандидаты требуют условий, которые работодатель не всегда может предоставить».
Беларусь ждет кадровый голод
По прогнозам специалистов в области управления персоналом, нашу страну ждет кадровый голод. Это связано с миграцией трудовых ресурсов: «Специалисты, которые себя ценят и не могут в Беларуси получить тот уровень доходов, на который претендуют, уезжают работать за рубеж».
Так, согласно исследованию «Влияние миграционных потоков на социально-экономические показатели страны: опыт Беларуси», проведенному по заказу Белорусского института стратегических исследований, из Беларуси уезжают прежде всего высококвалифицированные кадры.
Чтобы удержать лучших работников, а также из-за того, что в Беларуси таковых останется немного, им придется хорошо платить. «Если специалистов с нужной квалификацией не будет хватать, придется их дополнительно стимулировать материально, то есть повышать зарплаты», — отмечает Светлана Рабченок.
Ольга Надточаева в свою очередь отметила, что в Беларуси работодателям придется все больше вкладывать в развитие сотрудников. Это связано не только с вызовами времени, но и с экономией. Обучить уже имеющегося сотрудника дешевле, чем нанимать подготовленного специалиста за высокую заработную плату.
Говоря об уровне зарплат в бизнесе, Светлана Рабченок отметила, что в компаниях, занимающих лидирующее положение на рынке, существует тенденция платить высокую зарплату ключевым специалистам, показывающим высокие результаты: «Зарплата должна быть такая, чтобы удержать ведущих специалистов».
Многие компании, отметила она, компенсировали сотрудникам потери, связанные с девальвацией и инфляцией. Однако к зарплатам, соответствующим докризисным в долларовом эквиваленте, бизнес в большинстве случаев так и не вернулся.
В любом случае, между желаниями работодателей экономить на зарплате сотрудников и желанием сотрудников зарабатывать больше существует порой непреодолимое противоречие.
Соискатели, отмечает Ольга Надточаева, все еще не настроены снижать уровень зарплатных ожиданий и требований к условиям работы. Они по-прежнему пытаются привязаться к долларовому эквиваленту, а некоторые — вообще сознательно завышают уровень желаемого дохода до уровня зарубежных стран, пытаясь воспользоваться неразберихой на рынке заработных плат.
Консультанты «Здесь и сейчас» также наблюдают большой разброс в оплате труда на одинаковых позициях в различных компаниях, когда зарплата сотрудников с одним уровнем квалификации отличается в полтора-два раза.
Есть ряд компаний, в которых зарплата поднялась незначительно после девальвации, а есть, в которых вышла в долларовом эквиваленте на докризисный уровень. Таким образом, отмечает Светлана Рабченок, работодатели имеют проблемы с определением уровня заработных плат для специалистов. Случается, что из организации уходит работник, получавший 1,5 миллиона рублей, а когда работодатель начинает искать ему замену, понимает, что меньше чем за три миллиона рублей такого же найти невозможно.
«На кадровом рынке наблюдается хаос, — отмечает Ольга Надточаева, — в результате которого работодателям очень сложно определиться с реальной стоимостью сотрудников, соответствующих требованиям открытой вакансии. Хаос закончится, когда игроки на рынке труда поверят, что ситуация стабилизировалась и резких потрясений больше не ожидается».