Инновационные фонды: упорядоченность вместо хаоса. 21.by

Инновационные фонды: упорядоченность вместо хаоса

12.06.2012 08:36 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Практика изъятия у субъектов хозяйствования средства на инновационное развитие в следующем году изменится. Об этом говорят в бизнес-союзах после ознакомления с проектом соответствующего указа.

Инновационные фонды: упорядоченность вместо хаосаПравительство еще с марта озадачено требованием президента изменить систему формирования инновационных фондов. Александру Лукашенко не понравилось, что белорусская экономика, взяв курс на инновационное развитие, не находит для этого соответствующей финансовой подпитки.

По оценкам Минфина, в текущем году общий объем ресурсов инновационных фондов должен составить 4,7 трлн. рублей. Но главу государства насторожила тенденция сокращения доли инновационных фондов в валовом внутреннем продукте. В 2011 году она составила 0,7% против почти 2% в 2009-м.

Кроме того, за последние годы существенно сократилось количество предприятий, вносящих отчисления в инновационные фонды. Если в 2009 году общее количество организаций-плательщиков составляло более 25 тысяч (включая сферу торговли), то в 2011 году их осталось в десять раз меньше.

Но ключевая проблема — это неэффективное использование инновационных средств. В прошлом году более 50% средств было направлено на финансирование капитальных вложений и лишь около 11% — на научно-исследовательские работы.

Нецелевое и, кроме того, незаконное использование инновационных средств регулярно фиксировал Комитет госконтроля. К примеру, за три последних года проверками КГК таких фактов установлено на сумму свыше 12 млрд. рублей. Во многих случаях инновационные средства пропадают, не принося никакой прибыли государству и предприятиям, признали в КГК.

Особенно в нецелевом использовании инновационных средств, по мнению экспертов, преуспело Министерство торговли. За инновационные деньги чинились крыши и покупались новые холодильники в магазины государственной формы собственности.

В общем, правительству пришлось поломать голову, чтобы выдать такой проект указа, который бы убивал на корню порочную практику собирания денег у бизнеса и их растрачивания на что ни попадя.

По мнению вице-председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Андрея Карпунина, проект указа получился вполне прогрессивный.

«Государство упорядочивает систему отчислений средств в инновационные фонды. В проекте указа четко определено, кем конкретно инновационные средства могут собираться и на что расходоваться. Такого хаоса, как раньше — с различными методиками подсчетов, льготами, различными ставками отчислений — не будет», — подчеркнул эксперт.

В инновационные фонды субъекты хозяйствования сбрасывались по-разному. Например, в подобный фонд Минстройархитектуры отчисления компаний имели разные ставки и составляли до 14,5% от себестоимости строительно-монтажных работ. В торговле эти отчисления составляли от 0,25% до 1% от себестоимости.

В проекте указа прописана новая формула пополнения инновационных фондов: вместо отчислений от себестоимости субъекты хозяйствования будут направлять 10% от уплаченного в республиканский бюджет налога на прибыль. Но это не означает, что налог на прибыль увеличится с нынешних 18% до 28%, как написали некоторые отечественные СМИ. «Ставка остается неизменной», — подчеркивает Андрей Карпунин. Кроме того, нужно считать правильно: 10% от уплаченной суммы налога на прибыль это не 18% плюс 10%. За минусом применяемых льгот средняя дополнительная нагрузка на прибыль составит не более 1,5%, и то для узкого перечня организаций.

Определены и критерии, на основании которых будут предоставляться собираемые в инновационных фондах финансовые ресурсы. Так, на деньги могут претендовать экспортоориентированные предприятия, у которых объем экспортных поставок превышает объем импорта. Ресурсы будут выделяться также на создание и внедрение технологий и (или) продукции, новой для Беларуси и (или) мировой экономики.

«То есть ресурсы будут выделяться на настоящие инновации, а не то, что их подменяло — замена окон или что-то еще. Уже никто не будет за счет инновационных фондов ремонтировать крыши в магазинах», — убежден Андрей Карпунин.

Впрочем, далеко не факт, что хорошо расписанный на бумаге механизм будет так же четко работать и на практике. Кроме того, пока не ясен еще один ключевой момент — обяжут ли частный бизнес наполнять инновационные фонды из своей прибыли?

Как отметил Андрей Карпунин, в окончательном проекте указа, который поступил в Администрацию президента на рассмотрение, о частных субъектах хозяйствования речи не шло.

По словам Карпунина, что будет дальше, сложно предугадать. «Но, на мой взгляд, не надо впутывать частный бизнес, пугать инвесторов и обязывать делать отчисления в инновационные фонды. В противном случае получим то, что было и раньше: частники будут наполнять инновационные фонды, но деньгами будут пользоваться преимущественно госпредприятия», — убежден эксперт.



Андрей КОЖЕМЯКИН
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Впрочем, далеко не факт, что хорошо расписанный на бумаге механизм формирования инновационных фондов будет так же четко работать и на практике…
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика