На минувшей неделе международное рейтинговое агентство Moody’s обнародовало кредитный отчет по Беларуси, в котором указывается, что экономический рост в нашей стране зависит от возможности страны привлечь новые внешние заимствования. Как известно, на осень этого года у белорусских властей запланированы переговоры, от исхода которых будет зависеть выделение Беларуси новых кредитов. Сценарий, при котором наша страна не сможет привлечь новые займы, аналитики Moody's считают неблагоприятным и полагают, что он может негативно отразиться на банковской системе Беларуси.
О перспективах финансовой ситуации в банковском секторе Беларуси корреспондент интернет-газеты Naviny.by беседует с младшим вице-президентом Moody's Максимом Богдашкиным.
— По оценкам Moody’s, сценарий, при котором Беларусь не сможет привлечь внешнее финансирование, является нежелательным. Какие последствия реализация такого сценария будет иметь для белорусских банков?
— Мы видим несколько каналов влияния внешнего финансирования на положение белорусских банков.
Во-первых, государство в Беларуси традиционно оказывает значительную финансовую поддержку как реальному сектору экономики (предприятиям), так и банкам. В то же время, в ближайшие несколько лет, Беларуси предстоят существенные выплаты по внешним обязательствам. Соответственно, отвлечение средств на погашение внешних обязательств при недостатке нового внешнего финансирования приведет к тому, что поддержка государства реальному сектору и банкам должна будет сократиться.
Второй аспект этой проблемы заключается в том, что сокращение поддержки реальному сектору, скорее всего, приведет к увеличению проблемных кредитов в банковской системе. Ведь без господдержки заемщикам (госпредприятиям) в рядя случаев будет сложнее своевременно погашать кредиты.
Наконец, еще одно следствие невозможности страны привлечь внешнее финансирование мы видели на примере банковского сектора Беларуси в прошлом году. Истощение резервов, с одной стороны, и невозможность их подкрепления — с другой, способствовало волнениям среди вкладчиков, которые опасались обесценения своих рублевых вкладов и замораживания валютных средств в банках.
— По мнению аналитиков Moody's, в прошлом году белорусским банкам удалось избежать дефицита ликвидности благодаря тому, что страна все-таки смогла привлечь внешнее финансирование и обеспечить приток депозитов во втором полугодии. Однако в недавнем отчете Moody’s утверждает, что если Беларусь не сможет привлечь внешнее финансирование в будущем, то банки вновь могут столкнуться с оттоком вкладов. Какова вероятность этого сценария?
— Вероятность оттока вкладов сложно прогнозировать. Многое будет зависеть от способности Беларуси и ее кредиторов найти общий язык и своевременно привлечь внешнее финансирование.
— Ранее вы прогнозировали, что из-за валютно-финансового кризиса, произошедшего в Беларуси в прошлом году, возможно увеличение проблемных кредитов белорусских банков. Ухудшение кредитного портфеля может привести к пересмотру кредитных рейтингов белорусских банков?
— По оценкам Моody’s, величина проблемных кредитов в конце 2011 года составляла в банковской системе Беларуси около 5-7% от общего кредитного портфеля. Мы действительно ожидаем, что вследствие кризисных явлений прошлого года проблемные кредиты уже к концу этого года могут вырасти до 10-15%. Однако такое развитие событий, вероятнее всего, не приведет к рейтинговым действиям, поскольку такое ухудшение качества кредитного портфеля уже учтено в наших рейтингах.
— Некоторые аналитики отмечают стабилизацию ситуации в белорусской экономике и белорусских банках. В то же время Moody’s по-прежнему сохраняет «Негативный» прогноз на белорусские банки и банковский сектор. С чем связана такая позиция?
— Как правило, прогноз в отношении банковской системы мы пересматриваем раз в год. В 2009-2010 годах причиной негативного прогноза являлся дефицит золотовалютных резервов Беларуси и неопределенные пути их пополнения.
Сегодня ситуация выглядит несколько иначе: золотовалютные резервы Беларуси выросли до 8,3 млрд. долларов по состоянию на 1 июля. Тем не менее, и внешняя задолженность сегодня существенно выше, чем в 2009 году, и приближаются крупные платежи по долгам. В то же время, источники пополнения ЗВР сегодня у Беларуси крайне ограничены. Поэтому в среднесрочной перспективе мы смотрим на развитие ситуации в Беларуси достаточно консервативно и, как следствие, ожидаем сокращения государственной поддержки, ухудшения качества активов и достаточности капитала банков, а также сохранения рисков валютной ликвидности банковского сектора. В связи с этим наш прогноз в отношении белорусских банков пока остается негативным.
— Возможно ли изменение прогноза по банковской системе?
— Для пересмотра прогноза с «Негативного» на «Стабильный» необходимо улучшение нескольких факторов. Из наиболее важных — расширение возможностей пополнения золотовалютных резервов и способность уверенно поддерживать профицит торгового баланса в среднесрочной перспективе. Это улучшит возможности государства по поддержке экономики и снизит риски ухудшения качества активов и повторения валютного кризиса.
В ближайшие годы Беларуси предстоят существенные выплаты по внешним обязательствам. Соответственно, отвлечение средств на при недостатке нового внешнего...