Правительство ставит самые высокие задачи по обновлению экономики — речь идет о «поголовной модернизации предприятий». Однако во время вторничного заседания президиума Совмина высокие белорусские чиновники признали, что госорганы провалили доведенные планы по привлечению в страну инвестиций. Поэтому «поголовную модернизацию» экономики, скорее всего, придется финансировать за счет бюджетных средств. А это может быть чревато массовым расточительством.
Модернизация vs эффективность
Пока Александр Лукашенко отдыхает в Сочи, правительство выполняет его поручения. На прошлой неделе глава государства поставил задачу «до конца года завершить все организационные работы по комплексной модернизации государственных предприятий», и вот уже в минувший вторник тема модернизации стала центральным вопросом, который обсуждался на заседании президиума Совета министров.
Премьер-министр Михаил Мясникович напомнил чиновникам, что «если мы не выполним поголовную модернизацию предприятий», то «выходить на показатели пятилетки будет очень сложно». Поэтому глава правительства поручил развивать инвестиционную активность в стране и «вкладывать средства в производства, которые будут эффективными и завтра, и через 10 лет».
В то же время он признал, что пока «очень мало прорывных проектов», которые могли бы дать серьезный эффект.
Белорусские экономисты сомневаются, что госорганы смогут отобрать коммерчески эффективные проекты.
«В планах министерств и концернов различные инвестиционные проекты уже давно присутствуют. Если бы они были действительно эффективны, деньги для таких проектов давно нашлись бы», — полагает экономист Сергей Чалый.
В свою очередь, эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова предполагает, что, несмотря на риторику о поддержке высокоэффективных проектов, государство впредь будет продолжать поддерживать низкорентабельные предприятия.
«С учетом того, что в нашей стране проводится политика по обеспечению занятости населения, можно ожидать, что государство будет продолжать поддерживать в том числе и малоэффективные предприятия», — считает Мария Акулова.
Правительство планирует в 2013 году финансировать модернизацию предприятий за счет льготных банковских кредитов. Речь идет о льготировании процентных ставок по инвестиционным кредитам для предприятий на уровне 50% ставки рефинансирования. Предполагается, что удешевляться кредитные ресурсы для предприятий будут за счет средств бюджета (там уже предусмотрено на эти цели 11,5 трлн. рублей).
То есть на модернизацию предприятий будут выделяться немалые бюджетные деньги. Вместе с тем, может так оказаться, что средства эти будут потрачены неэффективно.
«Если модернизация сведется к тому, что даже в неэффективные и бесперспективные предприятия опять-таки вкладывать деньги, неизвестно, что мы получим. Это не модернизация, а расточительство», — заявил в минувший вторник Мясникович.
О расточительстве белорусский премьер вспомнил неслучайно. Комитет госконтроля регулярно докладывает правительству о том, что бюджетные средства используются неэффективно. Типичный случай: в проект вкладываются миллиарды и десятки миллиардов бюджетных средств, а со сбытом продукции, производимой на новых мощностях, возникают серьезные проблемы.
Так было с реализацией медицинского стекла (проект финансировался в Борисове за счет бюджетных средств), так случилось с модернизацией столичного гормолзавода, когда мощности по производству сыра после модернизации использовались только на 7%. Аналогичная ситуация в других отраслях. Комитет госконтроля летом этого года сообщал, что торфобрикетному заводу в Минской области было выделено почти 14 млрд. рублей под финансирование инвестпроекта, а введенные мощности задействованы только на 23%.
Подобные факты можно перечислять долго, потому вывод очевиден — далеко не всегда деньги, которые направляет государство на модернизацию предприятий, приносят ожидаемый эффект. Поэтому можно предположить, что если модернизация приобретет в Беларуси «поголовный» характер, то и фактов расточительства станет намного больше.
Коррупционные последствия инвестиционной политики
Правительство предполагает финансировать модернизацию предприятий не только за счет бюджетных и кредитных ресурсов, но также и путем привлечения иностранных инвестиций. Однако эти самые инвестиции в нашу страну упорно идти не хотят. Правительство на заседании во вторник констатировало, что задания по привлечению прямых иностранных инвестиций госорганы провалили.
По мнению Марии Акуловой, самый реальный путь привлечения инвестиций в Беларусь — это приватизация. «Однако следует изменить наши подходы к приватизационным процессам. Если на продажу будут выставлять убыточные или малоэффективные предприятия, а более-менее прибыльные мы будем оставлять себе, то результат будет один: серьезных инвестиций мы получить не сможем», — отмечает Мария Акулова.
Между тем, госорганы после весенней президентской критики по этому вопросу к теме приватизации пока не подступаются, а выдвигают иные предложения с целью стимулирования притока инвестиций. Министр экономики Николай Снопков считает, что руководителей госорганов нужно премировать за привлечение в страну прямых иностранных инвестиций.
«Минэкономики предлагает вернуться к вопросу о внедрении системы премирования руководителей госорганов за привлечение прямых иностранных инвестиций в размере 0,1% от суммы ПИИ по факту их привлечения», — заявил Снопков, выступая в правительстве в минувший вторник.
В то же время наблюдатели считают, что эта норма чревата коррупционными последствиями. В 2009 году, напоминает Сергей Чалый, в Беларуси был создан институт частных инвестконсультантов (инвестагентов), которые были уполномочены привлекать в страну инвестиции. При этом тогда государство работу инвестагентов отказывалось оплачивать.
«Получается абсурдная ситуация: чиновников, которые по долгу службы должны решать вопросы, мы будем премировать, а для частных инвестконсультантов, которые являются коммерческими структурами, мы вознаграждение не предусмотрели», — констатирует Сергей Чалый.
Премирование чиновников за привлечение инвестиций — прямой путь к коррупции, убежден экономист Ярослав Романчук. «Комиссионные за привлечение инвестиций могут получать инвестиционные агенты, фонды, которые этим занимаются, а не чиновники», — говорит Романчук.
Возможные коррупционные последствия эксперт также видит в реализации постановления № 841 «О закреплении членов правительства… за организациями и инвестиционными проектами», которое было подписано на прошлой неделе. Согласно этому госрешению, многие высокопоставленные чиновники стали кураторами разношерстных инвестпроектов.
К примеру, министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина будет курировать строительство и ввод в эксплуатацию комплекса общественного питания (типа Lido), министр образования Сергей Маскевич станет отвечать за строительство торгово-развлекательного комплекса в Минске. Всего в постановлении правительства 48 инвестпроектов и 48 высокопоставленнных чиновников, которые эти проекты будут курировать.
Подобные госрешения о реализации инвестпроектов создают основу для коррупции, считает Ярослав Романчук. «Такая практика может привести к сращиванию бизнеса и власти, в результате чего чиновники за определенную лояльность станут получать либо пакет акций на пенсии, либо должность в крупном бизнесе», — резюмировал экономист.