Государство спаивает белорусов
27.11.2012 10:30
—
Новости Экономики
|
Государство спаивает белорусов В последнее время очень
Согласно последним данным Белстата, в Беларуси продолжают расти объемы продажи водки. В январе-октябре этого года реализация этого товара увеличилась на 1,2% по сравнению с таким же прошлогодним периодом. Продано 10,5 млн декалитров (дал) водки, ее доля в общем объеме продажи алкоголя составила 49,8% (в январе-октябре 2011 года - 45,6%). Вторая половина приходится на все остальные радости – плодово-ягодное вино, пиво, ликероводочные изделия (ЛВИ), виноградные вина и коньяки. Рынок алкогольной продукции Беларуси регулируется государством. Производство и реализация являются лицензируемыми видами деятельности. Поэтому и доля контрафактной продукции на белорусском рынке если не равна нулю, то очень мизерна. Данный положительный момент не раз подчеркивали эксперты из Украины, России, Польши на одной из недавних международных конференций. Вместе с тем правительство устанавливает и при необходимости корректирует квоты на производство алкоголя. Квоты устанавливаются на основании потребления алкогольной продукции и госпрограмме по борьбе с алкоголизмом, говорят в концерне "Белгоспищепром". Вместе с тем квоты на производство водки и ЛВИ постоянно увеличиваются. Если в 2010-м году они составляли 17,2 млн дал, то в 2011-м – 18,6 млн дал, а на 2012-й год – более 20 млн дал. Данная повышающая тенденция происходит на фоне падающего производства плодовых вин (в простонародье – "чернила"), что позволяет трактовать замещение одного другим, но никак не борьбой с пьянством, как это преподносится официальными лицами.
В концерне "Белгоспищепром" говорят, что увеличение объемов выпуска крепкого алкоголя ориентировано в первую очередь на экспорт, а не на внутреннее потребление. Впрочем, пока продажи за границу составляют менее 5%. В 2011 году было экспортировано 1,3 млн дал водки и ликероводочных изделий, план на 2012-й – 1,8 млн дал. Доля импорта на белорусском рынке крепкого алкоголя незначительна. По водке она составляет 0,4%, ЛВИ – 3,2%. Основными производителями горячительных напитков являются местные компании, большинство из которых принадлежат государству. Согласно данным "Белгоспищепрома", количество производителей водки и ЛВИ с 2005 года увеличилось с 17 до 25 предприятий. 18 из них подконтрольны государству. За указанный период производственные мощности увеличились в 2 раза. Если на начало 2005 года этот показатель составлял 13,6 млн дал, то начало нынешнего года – 26,1 млн дал. Как видим производственные мощности отечественных производителей позволяют еще больше нарастить объемы и продажи "огненной воды". Белорусских производителей крепкого алкоголя условно можно разделить на три группы. Первая представлена в единственном числе заводом "Минск Кристалл". Это самый крупный производитель, доля которого занимает около 30-33% белорусского рынка. Более того, успехи столичного госпредприятия отмечены на международном уровне. Одноименная водка минского завода, по версии издания Drinks International, заняла девятое место в рейтинге самых продаваемых водок мира и в топ-50 всех самых продаваемых алкогольных напитков. ”Минск Кристалл“ недавно открыл в Колядичах логистический центр площадью 7 тыс. кв. м. На эти цели были затрачено 122,1 млрд рублей, в том числе 88,9 млрд рублей кредитных ресурсов. Очевидно, что минское предприятие должно наращивать объемы, чтобы окупить данный проект. Один из свежих примеров этого является Вторая группа производителей водки и ЛВИ представлена пятью крупнейшими государственными предприятиями, которые дислоцируются в каждой области Беларуси, жители которых являются основными потребителями. Речь идет о витебском "Придвинье", брестском "Белалко", Климовичском ЛВЗ, гомельском "Радамире" и гродненском "Неманофф". Их суммарная доля оценивается примерно в 40-45%. Третья группа – это частные производители крепкого алкоголя. Группа наименее представительная, но среди них выделяются три довольно сильных игрока с общей долей в 17-20%. В первую очередь стоит отметить "Малиновщизненский спиртоводочный завод – "Аквадив", который базируется недалеко от Молодечно. Его владельцами являются структуры провластного бизнесмена Владимира Пефтиева и "Минск Кристалл". Такое вот частно-государственное партнерство обеспечило "Аквадиву" место в числе пяти ведущих производителей крепкого алкоголя. В Минской области также базируется Завод виноградных вин "Дионис", который основал в 2003 году бизнесмен Сергей Борок, ранее занимавшийся импортом алкоголя. Его производство расположено недалеко от города Заславль. Несмотря на то, что в названии предприятия фигурирует вино, 40-градусная продукция также расходится на ура. В ближайшее время дополнительные ресурсы "Дионису" ох как не помешают. Сергей Борок должен до 2014 года построить государству парусный центр. В обмен на это "Дионису" Набирает серьезные обороты на рынке водки и ЛВИ Минский завод виноградных вин. Точнее, его брестский филиал, на котором собственно и производится вся линейка крепкого алкоголя. В частности, за 1 полугодие 2012 года брестским отделением МЗВВ было розлито свыше 1,1 млн дал ликеро-водочных изделий, что на 88% больше, чем за аналогичный период прошлого года. МЗВВ входит в тройку крупнейших производителей ЛВИ в стране. Но останавливаться на достигнутом акционеры МЗВВ Сергей Литвин и Владимир Василько не собираются. Они намереваются построить в Дзержинском районе крупный завод по выпуску спирта. Как видим, в перспективе Беларусь не намерена снижать производство крепкого алкоголя. Все дело в том, что этот бизнес является стабильным источником пополнения бюджета. В стоимости бутылки крепкого алкоголя значительную долю (40%) занимают акциз и НДС. Поэтому ничего удивительного, что все вышеперечисленные заводы входят в число крупнейших налогоплательщиков как в стране в целом, так и в регионе своего месторасположения. Два предприятия вошли в Заинтересованы ли власти отказаться от стабильного источника пополнения бюджета и тем самым доставить себе дополнительные хлопоты, вопрос, вероятно, риторический. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В последнее время очень много говорится о запрете на продажу "чернила" и борьбе с алкоголизацией населения. Однако почти половину рынка занимают продажи водки....
|
|