Государственные пивзаводы «наварили» убытки, частные – прибыль. 21.by

Государственные пивзаводы «наварили» убытки, частные – прибыль

15.03.2013 14:04 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Финансовые выкладки деятельности белорусских пивоваренных компаний красноречивы: принадлежащие крупным иностранным инвесторам заводы работают эффективно, а положение государственных трудно назвать хотя бы удовлетворительным. Государство опоздало с привлечением инвесторов на свои предприятия и теперь получает отрицательный результат.


Пивные результаты в денежном выражении

Самую большую прибыль, по информации Naviny.by, получила в 2013 году компания «Лидское пиво». В финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, указывается, что лидское предприятие в 2012 году заработало 5 млн. евро прибыли (в 2011-м – 0,7 млн. евро, в 2010-м – 4,4 млн. евро).

«Пивзавод «Оливария» занял в рейтинге Naviny.by второе место. В бухгалтерском балансе, обнародованном на этой неделе, указывается, что «Пивзавод Оливария» заработал в 2012 году 34,7 млрд. рублей прибыли, что по курсу евро на 15 марта равнялось 3,1 млн. евро.

Что касается Heineken Belarus (лидер по объему продаж пива на внутренний рынок), то финансовые результаты деятельности этого участника рынка пока неизвестны, но, судя по неофициальным данным, там тоже прибыль.

А вот у государственных пивоваренных компаний картина обратная. По данным Naviny.by, «Криница» и «Брестское пиво» получили в 2012 году большие убытки. Впрочем, это не вина названных госкомпаний, а их беда.

Представители «Криницы» и «Брестского пива», а также профильные эксперты неоднократно ранее говорили о том, что предприятиям необходим для развития стратегический инвестор. Однако, решение о продаже брестского предприятия до сих пор не принято, а что касается «Криницы», то речь пока идет лишь о подготовительной работе по продаже блокпакета акций.

Между тем, статистика продаж в очередной раз доказывает, что государственным пивоваренным компаниям очень сложно конкурировать с другими участниками рынка. «Криница» до 2010-го была многие годы крупнейшим поставщиком пива на внутренний рынок, но в 2011-м уступила пальму первенства Heineken Belarus, в 2012-м разрыв между ними еще больше увеличился, а в начале 2013-го на «пятки» «Кринице» стали наступать и другие участники рынка.

Объемы реализации белорусского пива на внутреннем рынке в 2010-2013 гг. (тыс. дал)


В общем, как видим, рыночные позиции государственных пивоваренных компаний заметно ухудшаются, и эту ситуацию надо бы срочно исправлять, привлекая на госпредприятия авторитетных инвесторов.

Рынок пива: прогноз на 2013 год

В 2012 году объемы реализации отечественного пива на внутреннем рынке снизились на 4,7 млн. дал (или на 11,6%). Снижение продаж коснулось практически всех пивоваренных компаний. Объемы реализации ячменного напитка у Heineken Belarus сократились на 9,2%, у «Криницы» — на 14,3%, «Пивзавод «Оливария» снизил реализацию на 12,5%, продажи «Брестского пива» вообще упали на 43,9% по сравнению с 2011-м.

В прошлом году только «Лидское пиво» увеличило реализацию – на 4,1%. Почему на фоне падения рынка лидскому предприятию удалось удержаться на плаву?

«Мы производим европейского качества напитки по хорошей цене, — хвалит свою продукцию генеральный директор «Лидского пива» Аудриус Микшис. – Мы стараемся быть очень доступными для потребителя».

Некоторые участники рынка отмечают, что лидскому предприятию позволяет успешно развиваться продуктовый портфель, включающий не только пиво, но и другие напитки.

«Квас у них есть. Соответственно, центр формирования прибыли они могли смещать в 2012 году не только на пиво», — говорит руководитель маркетинговой службы одной из компаний, обращая внимание, что такое положение дел давало лидскому производителю возможность не повышать агрессивно цены на пиво, несмотря на значительный рост акциза в прошлом году.

Между тем, руководство «Лидского пива» подчеркивает, что цены они не придерживали. «По цене из отечественных производителей «Оливария» лидирует. Мы отстает от нее на 3%, «Криница» и Heineken по цене на 10% ниже нас», — объясняет директор по продажам «Лидского пива» Алена Авдеенко.

Первый квартал 2013 года является для производителей подготовительным периодом (подготовка рекламной кампании, наладка оборудования). В первые месяцы года производители ячменного напитка не обращают большого внимания на финансовый результат. Убытки в начале года производителей не пугают – главное будет в летние месяцы, которые традиционно приносят пивоварам самый большой доход.

Представители отрасли полагают, что нынешний год будет не хуже 2012-го.

«В 2012 году акциз повышался значительно, что приводило к диспропорциональному росту цен на пиво по сравнению с инфляцией. На 2013-й законодатель установил единую ставку акциза до конца года и если она не изменится, то мы ожидаем, что рост цен на пиво будет сопоставим с уровнем инфляции. Поэтому, если в 2012-м на фоне увеличения акциза наблюдалось падение рынка, то в нынешнем году, как мы ожидаем, падение будет меньше или его не будет вообще», — говорит генеральный директор ОАО «Пивзавод Оливария» Михаил Чеченев.

Рыночная конъюнктура для пивоваров действительно в этом году должна быть неплохой. Пивной акциз каждый квартал вроде повышать не планируется, поэтому ячменный напиток сильно дорожать не должен. А раз так, то у пивоваров есть шансы увеличить продажи и прибыль. Кому это удастся? «Реальный бой», как говорит о конкуренции Аудриус Микшис, ждет пивоваров летом, тогда все и увидим.



Дмитрий ЗАЯЦ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Государство опоздало с привлечением инвесторов на свои предприятия и теперь получает отрицательный результат…
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика