Квадратный метр прилавка. 21.by

Квадратный метр прилавка

20.03.2013 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Сколько в Беларуси рынков и торговых центров?

Вопрос регулирования деятельности крупных торговых сетей на розничном рынке в последнее время неожиданно стал очень остро. Долгие годы присутствие в торговле крупных игроков никого не тревожило, но вот стоило их бизнесу достичь определенной величины, как тут же заговорили о перспективах дискриминации других форматов розницы и даже о возможном притеснении производителей. Примечательно, что Беларусь не первая страна, которая сталкивается с такими сложностями. Аналогичные дилеммы, стоит ли приструнить крупных ритейлеров либо же предоставить им возможность беспрепятственно развиваться, радуя потребителей невысокими ценами, сегодня решают во многих государствах мира. Корреспондент «Р» решил выяснить, сколько же в Беларуси рынков и торговых мест и какую «армию» ИП в реальности сегодня пытаются теснить крупные сетевые структуры?

По данным Белстата, всего в Беларуси работают 392 рынка, из которых к продовольственным относятся 19, к вещевым — 66 , к зооботаническим — 12 и большая часть (295) — к смешанным. Всего на этих рынках насчитывается 105,3 тыс. торговых мест и торговых объектов. Из них 19,8 тыс. расположены в Минске, 17,9 тыс. — в Брестской области, 13,5 тыс. — в Витебской, 15 тыс. — в Гомельской 12,2 тыс. — в Гродненской, 16,1 тыс. — в Минской и 10,8 тыс. — в Могилевской. Смешанных рынков больше всего насчитывается на Минщине и Гомельщине —59 и 56. А вот самый скромный в этом отношении город Минск, их здесь — 15.

Что же касается торговых центров, то в стране их насчитывается 375, а общая торговая площадь превышает 340 тыс. квадратных метров. Только продовольственными товарами торгуют два из них, смешанным ассортиментом — 73, а одеждой, обувью и другими непродовольственными товарами — 300. Всего в торговых центрах страны находится 17 150 торговых объектов.

В Брестской области расположились 60 торговых центров, площадь которых превышает 40 тыс. квадратных метров. Кстати, именно на Брестчине разместился один из двух чисто продовольственных центров, второй — наличествует на территории белорусской столицы. В Витебской — 41 торговый центр, предприниматели торгуют там на 34,4 тыс. «квадратов». Гомельщина может считаться наиболее продвинутой — там целых 82 торговых центра (45,7 тыс. кв. м). В Гродненской области их 30 (26,7 тыс. кв. м), в Минской — 42 (60,9 тыс. кв. м), в Могилевской — 64 (43,8 тыс. кв. м). В Минске насчитывается 56 торговых центров, среди которых 41 непродовольственный, а также 14 смешанных. Кстати, именно столица — главное место концентрации предпринимателей в торговых центрах. Всего в Минске в них расположено 5,9 тыс. торговых объектов.

Как видно, доводы крупных сетей о том, что размер их бизнеса далеко не так велик на фоне развившихся «малых» форматов торговли, имеют основание. Тем более что ситуация на белорусском розничном рынке сегодня выглядит сущими «цветочками» на фоне большинства развитых стран. В некоторых государствах Евросоюза ныне до 80 % всех потребительских покупок осуществляется в торговых сетях. Но там бьют тревогу не потому, что сетевые магазины слишком много продают товаров, лишая куска хлеба «лоточников», а потому, что они притесняют производителей. Дело в том, что торговые сети проводят жесткую ассортиментную политику, что, в свою очередь, приводит к «вымыванию» из состава поставщиков предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу. А требования, предъявляемые торговыми сетями к поставщикам, оказывают прямое и значительное влияние на формирование розничных цен. Розничная цена товара при этом формируется не только исходя из себестоимости производства и наценок на уровнях дистрибьюции товара, но и в значительной степени включает затраты поставщика товара, связанные с дополнительными выплатами в пользу торговых сетей.

Кстати, недавний доклад Межгосударственного комитета по антимонопольной политике Исполкома СНГ дал четко понять, что подобные сложности уже не чужды и нашим ближайшим соседям — странам Содружества. Доля крупной торговли в общем объеме розницы стран этого политическо-экономического объединения пока невысока, однако ежегодно растет в среднем на 2—5 %. При этом возникают определенные ограничения конкуренции, что выражается в затруднении доступа на рынок для сельхозпроизводителей и поставщиков продовольственных товаров, росте розничных цен при одновременном снижении качества продаваемых товаров. «Традиционные меры антимонопольного регулирования позволяют конкурентным органам лишь частично устранять возникающие на рынке розничной торговли проблемы. Наличие очевидных проблем в регулировании розничной торговли, а также быстрое развитие торговых сетей предопределяют необходимость специального исследования данного сектора экономики антимонопольными органами государств — участников СНГ», — отметили авторы доклада.

Аналитики посоветовали развивать действующее законодательство стран СНГ в части создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, устранения недобросовестной практики и давления на контрагентов со стороны торговых сетей и поставщиков, а также ликвидации излишних административных барьеров в торговле, поддержки малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров. Кроме того, комитетом рекомендовано активизировать деятельность конкурентных ведомств в регулировании сектора розничной торговли в части защиты конкуренции от антиконкурентного влияния концентрации рыночной власти. Примечательно, что в своем законотворчестве Беларусь движется именно в этих направлениях. В настоящее время завершаются согласования нового Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания», который будет принят в 2013 году. Ряд новых «правил игры» на рынке розничной торговли появится и в этом нормативном акте.


 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Статистика: Сколько в Беларуси рынков и торговых центров?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика